«Псковитянка» — первая опера Н. А. Римского-Корсакова — одно из значительных произведений русской оперной классики. Замысел «Псковитянки» — монументального исторического музыкального полотна — возник в конце 60-х годов ХХ века, в эпоху большого общественного подъема, усилившегося интереса к родному народу, его историческому прошлому и его искусству. Оконченная и поставленная в 1873 году, опера не удовлетворила строгого и взыскательного к себе композитора. Римский-Корсаков еще дважды возвращался к своему оперному первенцу, и лишь третья редакция «Псковитянки» по-настоящему выразила его творческий замысел.
История создания оперы
Зимой 1867/68 года у композитора зарождается первая мысль об опере на сюжет драмы Л. А. Мея «Псковитянка». Но дело, конечно, не только в знакомстве членов балакиревского кружка с русской литературой. Драма русского поэта Л. А. Мея (1822—1862) была типичным выражением усилившегося интереса к историческому прошлому русского народа. Борьба царя Ивана Грозного за объединение Руси, изображенная в ней, — один из самых драматичных периодов русской истории.
Само намерение показать в опере противоречия между народом и самодержавием было чрезвычайно прогрессивно и отвечало настроениям демократической общественности 60-х годов. Кроме того, Римского-Корсакова привлекла в этом сюжете возможность создания больших народных сцен и воплощения в музыке такого замечательного, психологически сложного образа, как Иван Грозный.
Вскоре после окончания работы новая опера была принята дирекцией императорских театров к постановке. Не обошлось при этом без борьбы с царской цензурой, которая усмотрела в «Псковитянке» призыв к борьбе за свободу, за республику. После довольно продолжительных хлопот Римский-Корсаков добился разрешения вывести на сцене Ивана Грозного, но текст в сцене веча пришлось подвергнуть некоторым изменениям.
1 января 1873 года опера была поставлена в Петербурге в Мариинском театре. Встреченная в штыки консервативной критикой, «Псковитянка» имела большой успех у передовой части публики, особенно у студентов.
...Элемент псковской вольницы пришелся по сердцу учащейся молодежи, и студенты-медики, говорят, орали в коридорах академии песню вольницы всласть
К переделке оперы Римского-Корсакова побудило убеждение в том, что его композиторская техника была недостойна его «музыкальных идей и прекрасного сюжета». Законченная к концу 1878 года в партитуре вторая редакция «Псковитянки» снова не удовлетворила автора. В третий раз Римский-Корсаков вернулся к своему оперному первенцу в начале 90-х годов, почти через четверть века после первого обращения к «Псковитянке», — вернулся, обогащенный огромным творческим опытом. Крупнейший русский композитор, получивший всеобщее признание, автор «Майской ночи» и «Снегурочки», «Шехеразады» и «Испанского каприччио», по-новому подошел к своему юношескому произведению.
Взяв за основу первую редакцию оперы и лишь частично используя материал второй редакции, Римский-Корсаков подверг пересмотру и тщательной переработке всю оперу. При этом ряд сцен и симфонических картин был написан заново. Лишь в третьей (окончательной) редакции «Псковитянки» Римский-Корсаков достиг желанного равновесия между глубоким содержанием и цельной, законченной формой, придав опере вместе с тем полное стилистическое единство. В 1898 году композитор подверг некоторой доработке пролог к опере (по первому действию драмы Мея). Основные части — колыбельная и рассказ Веры Шелоги — были дополнены небольшими новыми сценами (разговор Надежды с Власьевной, речитативы). Так возникла одноактная опера «Вера Шелога», являющаяся одновременно прологом к опере «Псковитянка».
Музыкальные образы "Псковитянки" и "Веры Шелоги"
Первая опера гениального русского композитора «Псковитянка» занимает в творчестве Римского-Корсакова особое место. В большинстве своих лучших опер композитор обращался к народной сказке, легенде, фантастике. «Псковитянка» и «Вера Шелога», так же как «Царская невеста» и «Пан воевода», — историко-бытовые оперы, в которых, по существу, отсутствует элемент фантастики (сказка «Про царевну Ладу» из первого действия «Псковитянки» не играет в ней той важной сюжетной роли, которая отводится фантастическому элементу в других операх композитора).
Кроме того, «Псковитянка» — единственная из опер Римского-Корсакова, в которой на широком историческом и бытовом фоне показан социальный конфликт. Если в других операх Римского-Корсакова преобладают спокойные, светлые картины народной жизни, связанные со старинными обрядами, играми, отношением людей к природе, — то здесь, в «Псковитянке», взят переломный исторический момент в жизни страны. В связи с этим народные сцены построены очень напряженно, драматично; народ живет и действует не как единый монолитный оперный хор, а как возбужденная, многоликая, многоголосая толпа. Особенно выделяется в этом смысле сцена на вече, напоминающая хоровые народные сцены в «Борисе Годунове» Мусоргского.
Подобно Мусоргскому, Римский-Корсаков стремился в сцене веча к реалистической обрисовке народной массы. Хор разделен на группы, спорящие между собой, возбужденно реагирующие на слова Токмакова, Тучи и новгородского гонца. В сцене встречи царя Ивана большой хор народа выражает присущие всем чувства томительного ожидания и трепета перед грозным царем. Замечательный по глубине и выразительности заключительный хор, служащий как бы эпилогом оперы, сильно отличается от предыдущих хоровых сцен. Здесь хор является не просто живым действующим лицом — толпой собравшихся на площади жителей Пскова.
Оплакивая гибель Ольги и конец независимости Пскова, эпический хоровой эпилог звучит как спокойный и мудро примиряющий голос народа: "Люди русские, люди псковские, позабудемте распрю старую..."
В смысле общего строения «Псковитянка» также сходна с «Борисом Годуновым» Мусоргского. Композиторы балакиревского кружка, стремясь к правдивой передаче человеческих переживаний и картин народной жизни, боролись против традиционного разделения оперы на отдельные законченные номера. Принцип сплошного музыкального развития по целым сценам лежит и в основе драматургии «Псковитянки».
Отдельные хоры, ариозные моменты, дуэты и речитативы переходят друг в друга без остановок; многие сцены, построенные по этому принципу, отличаются большим, напряженным драматическим развитием (как, например, «Вече» или сцена Грозного и Ольги из последнего действия оперы).
Римский-Корсаков в «Псковитянке» — мудрый летописец, повествующий о прошлом земли Русской. Вот что писал об опере академик Б. В. Асафьев:
«Псковитянка» — опера-летопись. Язык ее — язык кратких сосредоточенно-сдержанных, но четких и метких характеристик, сочетаемых с повествовательными бытовыми страницами... драматизм ее не есть привычный нам драматизм конфликтов, преднамеренно выбираемых поэтом. Это драматизм русских летописей, драматизм, вытекающий из восприятия повествования, тогда как оно само по себе течет спокойно и бесстрастно...
Действие оперы изобилует жанрово-бытовыми сценами и описательными картинами (например, картина грозы в третьем действии). Даже в самые драматические моменты Римскому-Корсакову удается придать событиям величавый характер. Композитор не показывает контрастирующие между собой силы в момент их непосредственного столкновения. Спокойно, сурово и обстоятельно повествует он о последних днях вольного города.
В сцене веча народ показан непокоренным, готовым к борьбе за свою независимость. Но в следующей же сцене, после ухода из города вольницы, — перед въездом Грозного в Псков — он выступает смирившимся, покорным и трепещущим. В контрастном сопоставлении этих двух картин оперы заключается огромный драматизм.
В «Псковитянке» проявились многие черты индивидуального творческого стиля Римского-Корсакова, получившие дальнейшее развитие в его произведениях более позднего времени. Первым музыкальным наброском «Псковитянки» был хор встречи псковичами Ивана Грозного. Вот как описывает композитор историю его создания:
Помню, как картина предстоящей поездки в глушь, вовнутрь Руси мгновенно возбудила во мне прилив какой-то любви к русской народной жизни, к её истории вообще и к «Псковитянке» в частности, и как, под впечатлением этих ощущений, я присел к роялю и тотчас же сымпровизировал тему хора встречи царя Ивана псковским народом... Воротившись в Петербург... я принялся за некоторые моменты «Псковитянки» и написал сказку «Про царевну Ладу», а также набросал вчерне хор «По малину, по смородину» и «игру в горелки»
Таким образом, внимание композитора в избранном для оперы сюжете приковывают к себе, в первую очередь, сцены, связанные со старинным народным бытом.
Интересные факты:
- Вторая редакция оперы, хотя и не была поставлена, но пролог исполнялся под фортепиано в кругу друзей. Веру Шелогу пела А. Н. Молас, Надежду — О. П. Веселовская, боярина Шелогу — М. П. Мусоргский.
- Работа над «Псковитянкой» (1868—1872) проходила в период наиболее тесного сближения Римского-Корсакова с Мусоргским. На зиму 1871/72 года оба композитора даже сняли общую квартиру и поселились вместе. Вот что писал по этому поводу сам композитор в воспоминаниях: Наше житье с Модестом было, я полагаю, единственным примером совместного житья двух композиторов. Как мы могли друг другу не мешать? А вот как. С утра часов до 12 роялем пользовался обыкновенно Мусоргский, а я или переписывал или оркестровал что-либо, вполне уже обдуманное. К 12 часам он уходил на службу в министерство, а я пользовался роялем. По вечерам дело происходило по обоюдному соглашению... В эту осень и зиму мы оба много наработали, обмениваясь постоянно мыслями и намерениями. Мусоргский сочинял и оркестровал польский акт «Бориса Годунова» и народную картину «Под Кромами». Я оркестровал и заканчивал «Псковитянку»