За два века Мариинский театр Санкт-Петербурга подарил человечеству множество великих артистов: певцов, танцоров, художников-декораторов.
Мариинская театральная летопись начинается 12 июля 1783 года, со дня утверждения царским Указом театрального комитета. 5 октября 1783 года состоялось торжественное открытие Большого Каменного театра на Карусельной площади (сейчас – площадь Театральная). Архитектор Антонио Ринальди создал великолепный театр своего времени по последнему слову техники. Спустя 20 лет театр перенес капитальное переустройство с легкой руки блестящего архитектора Тома де Томона и стал в один ряд с главными архитектурными достопримечательностями Петербурга – Казанским Собором, Адмиралтейством, Биржей… Но обновленный театр прослужил лишь 20 лет. В новогоднюю ночь разразился сильнейший пожар, уничтоживший здание почти целиком, оставив лишь фасад. Реконструкция длилась 7 лет.
Мариинская театральная летопись начинается 12 июля 1783 года, со дня утверждения царским Указом театрального комитета. 5 октября 1783 года состоялось торжественное открытие Большого Каменного театра на Карусельной площади (сейчас – площадь Театральная). Архитектор Антонио Ринальди создал великолепный театр своего времени по последнему слову техники. Спустя 20 лет театр перенес капитальное переустройство с легкой руки блестящего архитектора Тома де Томона и стал в один ряд с главными архитектурными достопримечательностями Петербурга – Казанским Собором, Адмиралтейством, Биржей… Но обновленный театр прослужил лишь 20 лет. В новогоднюю ночь разразился сильнейший пожар, уничтоживший здание почти целиком, оставив лишь фасад. Реконструкция длилась 7 лет.
С 20х- 30х годов XIX века начинается «золотой век» театра. «Послепожарная» эпоха включает произведения Моцарта, Россини, Вебера, Алябьева и Верстовского, а также других композиторов. Благодаря легендарному танцору и хореографу Шарлю Дидло зарождается мировая слава русского балета. Александр Сергеевич Пушкин пишет о театре в своих бессмертных стихах.
Со временем оперная труппа стала выступать в Александринском театре и Театре-цирке (что расположился напротив Большого). В 1859 году Театр-цирк сгорел, а вместо него построили новый театр по проекту Альберто Кавоса. Именно это здание и назвали Мариинским в честь супруги императора Александра II, Марии Александровны. Открытие театра состоялось 2 октября 1860 года. Первый театральный сезон начался с оперы «Жизнь за царя» Михаила Ивановича Глинки.
В 1874 году при театре основали Художественные мастерские. В то время декораторы, художники, костюмеры и другие работники мастерских назывались «артистами Императорских театров», как и сами актеры. В 1882 году мастерская театра получила Первую премию на венской выставке.
Вначале 1992 года театру вернули его первоначальное название – Мариинский.
В 1874 году при театре основали Художественные мастерские. В то время декораторы, художники, костюмеры и другие работники мастерских назывались «артистами Императорских театров», как и сами актеры. В 1882 году мастерская театра получила Первую премию на венской выставке.
Мариинский театр пережил много реконструкций за короткое время, а в 1885 году в здание перенесли большую часть постановок из Большого (добавив к опере балет и другие спектакли). Архитектор Виктор Шретер пристраивает новый корпус к Мариинскому. Так появились новые мастерские, котельная и другие хозяйственные помещения. Вместо Большого Каменного театра открыли Санкт-Петербургскую консерваторию. В 1900 году возводится здание Декорационного зала и магазина, предназначенного для создания и хранения декораций.
В 1920 году театр переименовали в Государственный академический театр оперы и балета, затем имени Сергея Мироновича Кирова. В театре по-прежнему проходили премьеры известных композиторов – Прокофьева, Берга, Штрауса. В 1941 году грянула Вторая Мировая Война. Последней оперой этого года стал «Лоэнгрин» Рихарда Вагнера. На время войны театр переехал в Пермь. Возвращение знаменовалось открытием сезона 1 сентября 1944 года. Вновь звучала опера Глинки «Иван Сусанин».
Современный вид здание театра получило в 1968-1970х годах. Автор проекта – Саломея Гельфер. Шли постановки опер Чайковского, которые можно увидеть и сегодня, но уже в другом актерском составе.
В 1920 году театр переименовали в Государственный академический театр оперы и балета, затем имени Сергея Мироновича Кирова. В театре по-прежнему проходили премьеры известных композиторов – Прокофьева, Берга, Штрауса. В 1941 году грянула Вторая Мировая Война. Последней оперой этого года стал «Лоэнгрин» Рихарда Вагнера. На время войны театр переехал в Пермь. Возвращение знаменовалось открытием сезона 1 сентября 1944 года. Вновь звучала опера Глинки «Иван Сусанин».
Современный вид здание театра получило в 1968-1970х годах. Автор проекта – Саломея Гельфер. Шли постановки опер Чайковского, которые можно увидеть и сегодня, но уже в другом актерском составе.
Вначале 1992 года театру вернули его первоначальное название – Мариинский.
В 1998 году старые художественные мастерские переоборудовали в Художественно-производственный комбинат Государственного академического Мариинского театра. Он остается крупнейшим предприятием России и Европы по изготовлению декораций, спецэффектов и костюмов для спектаклей и многих других культурно-зрелищных событий по сей день. Комбинат содержит два основных производства – костюмы и декорации, над которыми трудятся более 300 специалистов высшей квалификации. В их распоряжении находятся три художественных зала, цеха по производству декораций, эффектов, сценической мебели и прочей бутафории, оборудование для широкоформатной цифровой печати, а также особое конструкторско-технологическое бюро. Костюмерный цех выпускает до четырехсот исторических костюмов, удовлетворяя потребности не только Мариинского театра, но и других заказчиков.
В 2003 году пожар уничтожил здание Декорационного зала вместе с частью декораций. Сохранился только фасад. Он органично вписался в архитектурный облик современного Концертного зала, открывшего свои двери в 2006 году. По замыслу архитектора Ксавье Фабра новое здание гармонично сочетает элементы «века нынешнего и века минувшего». Благодаря участию концерна Тойота новый театр может конкурировать с лучшими концертными залами земного шара.
2 мая 2013 года завершилось строительство нового театрально-концертного комплекса «Мариинский-2». Главный зал в 2000 мест оборудован по последнему слову техники, как и четыре камерных зала, названных в честь композиторов Модеста Мусоргского, Игоря Стравинского, Сергея Прокофьева и Родиона Щедрина (вместимость каждого – 120 мест). Зал Прокофьева предназначен преимущественно для концертов пианистов. В Фойе Стравинского проходят интерактивные программы для детей и молодежи. Для зала Щедрина характерны кинопоказы, лекции и занятия. Зал Мусоргского чаще всего занят молодыми оперными исполнителями. Зарубежная пресса написала восторженные отзывы о залах Мариинского-2, отмечая большой потенциал комплекса, когда можно работать над пятью постановками одновременно.
Таким образом, из классического театра XVIII века Мариинский перевоплотился в уникальную театральную площадку XXI века, включающую Мариинский театр, комплекс Мариинский-2, Концертный зал и Художественно-производственный комбинат.
В 2003 году пожар уничтожил здание Декорационного зала вместе с частью декораций. Сохранился только фасад. Он органично вписался в архитектурный облик современного Концертного зала, открывшего свои двери в 2006 году. По замыслу архитектора Ксавье Фабра новое здание гармонично сочетает элементы «века нынешнего и века минувшего». Благодаря участию концерна Тойота новый театр может конкурировать с лучшими концертными залами земного шара.
2 мая 2013 года завершилось строительство нового театрально-концертного комплекса «Мариинский-2». Главный зал в 2000 мест оборудован по последнему слову техники, как и четыре камерных зала, названных в честь композиторов Модеста Мусоргского, Игоря Стравинского, Сергея Прокофьева и Родиона Щедрина (вместимость каждого – 120 мест). Зал Прокофьева предназначен преимущественно для концертов пианистов. В Фойе Стравинского проходят интерактивные программы для детей и молодежи. Для зала Щедрина характерны кинопоказы, лекции и занятия. Зал Мусоргского чаще всего занят молодыми оперными исполнителями. Зарубежная пресса написала восторженные отзывы о залах Мариинского-2, отмечая большой потенциал комплекса, когда можно работать над пятью постановками одновременно.
Таким образом, из классического театра XVIII века Мариинский перевоплотился в уникальную театральную площадку XXI века, включающую Мариинский театр, комплекс Мариинский-2, Концертный зал и Художественно-производственный комбинат.
Занимательные факты:
- На сооружение Мариинского-2 потрачено 22 миллиарда рублей. Площадь нового комплекса составляет 79 114 квадратных метров. Облик здания вызвал неприязнь общественности из-за своего чрезмерно современного вида, который плохо вписывается в архитектурный облик города;
- В летний период за час до начала представления посетители могут полюбоваться захватывающим видом на центр Петербурга с летней террасы на крыше Мариинского-2;
- Современное оснащение Мариинского театрального комплекса имеет уникальный статус. Оно впитало лучший мировой опыт, благодаря чему театр может работать практически непрерывно.