Сергей Сергеевич Прокофьев родился в Украине 23 ноября 1891 года. В возрасте 11 лет он начал изучать фортепиано, теорию, композицию и оркестровку в частном порядке у Рейнхольда Глиэра.
Он поступил в Санкт-Петербургскую консерваторию в 12 лет, и многие из его студенческих произведений остались в его постоянном каталоге, хотя часто подвергались многолетнему пересмотру, включая первую, третью и четвертую фортепианные сонаты и симфониетту.
Большую часть ранних произведений Прокофьева составляет музыка для фортепиано, и в любом случае в ранние годы он был не столько композитором, сколько гастролирующим виртуозом. В 1913 году Прокофьев посетил западную Европу. Его самой важной остановкой был Париж, где он впервые услышал "Дафниса и Хлою" Мориса Равеля и три ранних балета Игоря Стравинского.
Отношения между Прокофьевым и Стравинским были натянутыми, хотя "Весенний обряд" Стравинского довольно сильно повлиял на его творчество.
Прокофьев вошел в свой "варварский" период, подаривший нам Скифскую сюиту (1915), семь кантат (1918), балет Шут (1919). Прокофьев также стал пионером современного неоклассического стиля, по крайней мере, за два года до Стравинского, со своей классической симфонией (1917). В двадцатые годы эти две тенденции в его творчестве совпали: вторая и третья симфонии и второй фортепианный концерт представляли его варварский гигантизм, а его квинтет - урезанную неоклассическую эстетику.
Революция в России застала композитора на Западе. Он совершил несколько туров по Советскому Союзу, где он был обласкан официальными лицами. В Соединенных Штатах и в Западной Европе он чувствовал себя экономически на грани и довольно недовольным отсутствием поддержки современной музыки в целом - и это несмотря на то, что он вел довольно успешную карьеру. В 1936 году Прокофьев навсегда вернулся в Советский Союз. Возможно, это послужило источником едкого комментария Стравинского: "Вне музыки он идиот".
Многие размышляли о причинах его возвращения. Отчасти это, возможно, связано с его ощущением, что он занимает второе место после Рахманинова в США и после Стравинского в Европе. Во время холодной войны многое изменилось в музыке Прокофьева: от свободолюбивого (или злодейского) Запада к Славной Родине (или Империи добра). Прямолинейный лиризм всегда был частью художественного облика Прокофьева, что демонстрируют такие произведения, как "5 мелодий 1925 года" и сюита из фильма "Лейтенант Кидже", а также пристрастие Прокофьева к опере.
На самом деле, изначально у Прокофьева не было особых трудностей с адаптацией к советской политике. Он обращался к различным жанрам, любимым в те годы в СССР: музыке для оркестров, музыке для детей, произведениям, вдохновленным народными сказками, и так далее. Однако он все чаще оказывался зажатым между довольно противоречивыми предписаниями партийных чиновников. Его музыка была либо слишком сложной, либо слишком простой. На самом деле, он был не одинок в своих проблемах. Пожалуй, единственной партитурой Прокофьева, хорошо принятой советской критикой, была кантата "Александр Невский", основанная на музыке к фильму Эйзенштейна.
Действительно, одна из величайших партитур к фильмам, она оказала огромное влияние на композиторов кино по всему миру. Большая часть советской работы Прокофьева была сосредоточена на музыке для кино и театра, включая балет "Ромео и Джульетта", оперы "Семен Котко", "Обручение в монастыре" и, в первую очередь, "Война и мир", музыку к фильму Эйзенштейна "Иван Грозный" и балет "Золушка". Кроме того, он добавил в свой каталог несколько "абсолютных" произведений: концерт для виолончели, концертную симфонию для виолончели с оркестром, симфонии с 5 по 7, сонаты для фортепиано с 6 по 9, две скрипичные сонаты и второй струнный квартет.
Немногие из этих произведений пользовались большим успехом в Советском Союзе при жизни композитора. Проблемы Прокофьева с режимом усилились после Второй мировой войны. В 1948 году он был вовлечен в партийное осуждение самых выдающихся советских композиторов, в том числе Мясковского, Хачатуряна и Шостаковича. В то время он был очень больным человеком и действительно, так и не оправился по-настоящему.
Сергей Сергеевич Прокофьев умер в один день со Сталиным, по иронии судьбы, 5 марта 1953 года. Большинство критиков считают Прокофьева одним из великих современных композиторов, хотя его популярность немного упала с тех пор, как возросла популярность Шостаковича. Тем не менее, в большей степени, чем Шостакович, Прокофьев нашел способ приспособить модернизм к широкой публике. У него есть настоящие хиты: Питер и Волк, классическая симфония, лейтенант Кидже, Пятая симфония, Третий фортепианный концерт, Второй концерт для скрипки и Седьмая фортепианная соната. Он, прежде всего, композитор с великолепным чувством мелодии. Его оркестр может как блистать, так и вызывать ощущение необъятных пространств. Пренебрежение некоторыми частями его произведений – Шестой симфонией, всеми "военными сонатами" (сонаты для фортепиано 6-8 и две сонаты для скрипки) и оперой "Война и мир" лишь временное. В сердцах современных слушателей классической музыки по всему миру всегда было место для этого гениального советского композитора.