Среди многих представителей классической музыки Сергей Рахманинов (1 апреля 1873 - 28 марта 1943) был одним из последних связующих звеньев, если не абсолютным последним, между романтизмом 19го века и современностью. Когда он выступал в качестве пианиста или дирижера в 1920-е, 30-е и 40-е годы, его массовое присутствие на сцене воплощало ушедшие художественные ценности и стиль самовыражения, которого публике так не хватало. Музыка Рахманинова отличается эмоциональной яркостью, откровенностью, щедрой мелодикой и конечно непосредственностью выражения. Экспрессивность, заостренность сочетается в произведениях композитора с эпической строгостью, проницательная лирика - с глубоким драматизмом.
Рахманинов продолжает традиции композиторов "Могучей кучки", привнося в них современное видение музыки. И не только музыкальные произведения, но и литературное наследство Рахманинова - страницы воспоминаний, к сожалению, незавершенных, интервью, статьи, листы - представляют огромный интерес. Читая высказывания композитора, нельзя не поддаться обаянию его ума, тонкой наблюдательности и меткости мыслей, не отметить доброго юмора, когда иногда сквозь хмурые настроения пробиваются теплые лучи настоящей душевности.
Сергей Васильевич Рахманинов родился в семье аристократов в Семенове, недалеко от Новгорода. Родители Рахманинова владели несколькими поместьями, его дед по материнской линии Аркадий служил генералом армии и директором кадетского училища. И отец Рахманинова Василий, и мать Любовь были пианистами-любителями; именно Любовь давала Сергею его первые уроки. Зная о таланте своего сына, Рахманиновы наняли петербургскую музыкантшу Анну Орнатскую, у которой Сергей получил личные наставления.
Три года Рахманиновым руководила Орнатская, прежде чем материальное положение его родителей рухнуло. Василий был расточителем, влезшим в огромные долги, из-за чего их оставшееся поместье Онег было продано с аукциона в 1882 году. Униженные потерей своего имущества, Рахманиновы переехали в Санкт-Петербург, где Сергею была предоставлена стипендия местной консерватории. Вскоре в городе разразилась эпидемия дифтерии, в результате которой погибла его сестра София; его родители также разошлись, оставив троих оставшихся детей на попечение Любови.
Неудивительно, что Сергей стал академической катастрофой, провалив все свои общие экзамены весной 1885 года. Любовь последовала совету преподавателей и перевела своего двенадцатилетнего сына в московскую консерваторию, где он начал учиться у Николая Зверева. Именно изнурительная трудовая этика Зверева помогла Рахманинову укрепить свою музыкальную карьеру.
На самом деле, Рахманинов процветал в новых условиях. Помимо уроков игры на фортепиано у Зверева и Александра Зилоти (его двоюродного брата, бывшего ученика Ференца Листа), Рахманинов изучал теорию у таких людей, как Антон Аренский и Сергей Танеев. В доме Зверева также часто бывал Чайковский, а среди одноклассников Рахманинова был Александр Скрябин.
Рахманинов стал ценным учеником, завершив обучение игре на фортепиано на год раньше, в 1891 году. Чтобы закончить курс композиции у Аренского за один год, он написал одноактную оперу "Алеко" (по мотивам "Цыган" Пушкина), премьера которой состоялась в Большом театре в 1893 году и остается одним из основных произведений оперного репертуара.
Рахманинов получил Большую золотую медаль Московской консерватории, став лишь третьим человеком, удостоенным этой чести. Он также наладил свои отношения со Зверевым, которые распались после того, как он решил стать композитором. Произведения Рахманинова для консерватории вошли в репертуар почти сразу; помимо Алеко, такие произведения, как его концерт для фортепиано с оркестром № 1 и Прелюдия до-диез минор для фортепиано соло, стали почитаемыми.
Рахманинов был активным композитором до марта 1897 года, когда состоялась провальная премьера его симфонии № 1 под управлением Александра Глазунова. Симфония была разгромлена критиками, в том числе Сезаром Кюи, хотя во многом обязана неуклюжести интерпретации Глазунова, его посредственным дирижерским навыкам и подозрениям в нетрезвом состоянии во время выступления. Премьера симфонии № 1 преследовала Рахманинова, и композиция была услышана снова только после его смерти.
Фиаско повергло Рахманинова в депрессию, из-за которой он не мог сочинять масштабные произведения в течение трех лет. Он работал в основном концертным пианистом, дирижером и педагогом, прежде чем пройти курс гипнотического лечения у психолога Николая Даля. Рахманинов постепенно восстанавливался и в 1900 году начал работу над своим фортепианным концертом № 2, возможно, самым любимым в своём творчестве.
Рахманинов пользовался художественным и финансовым успехом в течение десяти лет, прежде чем его соотечественники восстали против царского правительства и ухудшения своего положения в Первой мировой войне. В 1902 году он женился на двоюродной сестре Наталье Сатин по договоренности со священниками русской армии, с которыми был связан его дед. Он служил дирижером Большого театра с 1904 по 1906 год, затем посвятил время сочинению в Италии и Германии.
Первое концертное турне Рахманинова по Соединенным Штатам состоялось в 1909 году, специально для которого он написал свой фортепианный концерт № 3. Другие произведения за это время включали "Пятнадцать песен" (1906) для голоса и фортепиано, симфонию № 2 (1908) и сонату для фортепиано № 1 (1908).
В декабре 1917 года ленинский режим захватил Ивановку, его родное поместье под Тамбовом. Он переехал со своей женой и двумя дочерьми в Данию, прежде чем в следующем году переехать в Нью-Йорк. Рахманинов, однако, открыто не критиковал советское правительство до письма в марте 1931 года в New York Times, после чего его музыка была запрещена в концертных залах и консерваториях по всему СССР.
По прибытии в Соединенные Штаты его композиторская деятельность снизилась, но Рахманинов быстро зарекомендовал себя как один из величайших виртуозов двадцатого века благодаря концертам, сольным выступлениям и записям. Он непрерывно гастролировал до своей смерти и записал множество альбомов (особенно с RCA Victor) в качестве пианиста и дирижера, которые звучат до сих пор.
Живя в изгнании в Соединенных Штатах, Рахманинов ростом шесть футов шесть дюймов имел мировоззрение человека, который не вписывается. Слово "анахронизм" использовалось для описания этого сурового, сдержанного человека, чьи руки могли выбить тринадцатую дробь на клавиатуре. Его взгляды и склад ума, безусловно, были аристократическими, проистекающими из самой обстановки, в которой он вырос, но с тех пор вышедшими из моды.
Друзья часто описывали его как мрачного после банкротства его семьи, ранней смерти двух сестер и внезапного угасания русских аристократических традиций. По мере ухудшения состояния его здоровья в конце 1930-х годов печаль Рахманинова усиливалась, поскольку он осознавал, что возвращение на родину становится невозможным. Музыка Рахманинова передает чувства человека, неохотно расставшегося со своим прошлым; многое из нее восходит к эпохе, которая, как видел Рахманинов, быстро исчезла и которую он никогда больше не увидит до своей смерти 28 марта 1943 года.
Живший во времена зарождения двенадцатитоновой музыки, неоклассицизма и различных форм авангардизма, Рахманинов был полной противоположностью современному искусству. Его сочинения и пианизм основаны на романтическом стиле Петра Ильича Чайковского, Иоганнеса Брамса и Антонина Дворжака.
Рахманинов практически не интересовался современными музыкальными тенденциями, предпочитая сочинять и исполнять в стилях, которые были ему дороги с рождения. В его композициях регулярно используются распевы, гимны и народные песни, в то время как его пианизм поражает великолепием и совершенно лишен застенчивости. В результате взгляды на Рахманинова разделились на две крайности при его жизни; такие антиромантики, как Игорь Стравинский и Арнольд Шенберг неодобрительно относились к его творчеству, в то время как его поддерживали такие имена, как Густав Малер, Юджин Орманди и Дмитрий Митропулос.
- Даже сегодня слушатели могут быть ошеломлены широким, обволакивающим звучанием, которое создает музыка Рахманинова, а исполнители не решаются передать эмоции, которых требуют его произведения. Количество композиций Рахманинова ограничено, но их сочная звучность и величие сделали их эталонами классической музыки.
Существует около сорока пяти опусных номеров, включая симфонии, фортепианные концерты, поэмы для оркестра, оперы, камерные произведения, сборники соло для фортепиано, транскрипции и хоровые пьесы. Рахманинов написал четыре фортепианных концерта, из которых № 2 (до минор) и № 3 (ре минор) постоянно исполняются и получили мировую известность. Также известна его рапсодия на тему Паганини (1934) для фортепиано с оркестром, три симфонии и поэма-интонация "Остров мертвых" (1909) по мотивам символистской картины Арнольда Беклина.
Рахманинов поддерживал опосредованные отношения с православной церковью, но использовал свой талант для двух крупных религиозных произведений, Литургии святого Иоанна Златоуста (1910) и Всенощного бдения (1915).
Среди его сольных фортепианных сочинений две сонаты, этюды-таблицы и два набора прелюдий. Более поздние оперы Рахманинова включают "Скупой рыцарь" (1904) и "Франческа да Римини" (1905), которым отведено второстепенное место в его резюме. Время было врагом композиторов, но не в случае с Рахманиновым. Хотя такие произведения, как его три симфонии и Остров мертвых, не исполняются с должной регулярностью, его концерты и сольные сочинения являются признанными достижениями. Они отличаются большим физическим и интеллектуальным мастерством, играть на них могут только самые опытные и преданные своему делу техники.
В академических кругах Рахманинов еще не избавился от клейма композитора-"рецидивиста", воспринявшего романтизм намного раньше срока его годности; осуждение его музыки по-прежнему встречается среди теоретиков и известных критиков. Но обычные слушатели обычно судят о музыке по самому звучанию, а не по ее историческому расположению, и аудитория Рахманинова существенно расширилась.
Независимо от его ценности как композитора, наследие Рахманинова как пианиста и звукозаписывающего исполнителя никогда не поблекнет. Среди многих талантливых музыкантов, которые приходили и уходили в двадцатом веке, Рахманинов выделяется как гигант, сочетавший ослепительную виртуозность с потрясающей эффективностью и легкостью. Его записи проливают свет на эпоху пианистов, которые в основном вымерли до появления граммофонного производства, оставив после себя обширную молчаливую библиотеку мифов. Рахманинов сыграл роль, подобную Игнацию Падеревскому, Артуру Рубинштейну, Франсису Планте и Альфреду Корто, в сохранении того немногого, что осталось от этой эпохи.
И в наше время Рахманинов постоянно вдохновляет пианистов, которые верят в романтизм как в бессмертное чувство. В одном из своих интервью Рахманинов заявляет: "Чем старше мы становимся, тем более теряем божественную уверенность в себе, это сокровище молодости, и все реже переживаем минуты, когда верим, что все сделанное нами - хорошо. мы грустим по тому ощущению внутреннего удовольствия, которое не зависит от внешнего успеха. В настоящее время я все реже бываю искренне довольный собой, все реже осознаю, что сделано мной – настоящее»
Все оперы Рахманинова:
1892 - Алеко
1906 - Скупой рыцарь
1906 - Франческа да Римини
1907 - Монна Ванна (не окончена)