1868 - Мефистофель

МефистофельОпера "Мефистофель" была создана итальянским композитором Арриго Бойто в конце 19 века. Бойто, который был известен своей работой в качестве либреттиста для других композиторов, таких как Джузеппе Верди, решил написать собственную оперу на основе произведения Иоганна Вольфганга Гёте "Фауст". Он начал работу над оперой в 1860-х годах, но прогрессировал медленно. Бойто не только сочинял музыку, но и писал либретто самостоятельно. Он работал над оперой более 20 лет, и она была в конечном итоге впервые поставлена в Театре "Ла Скала" в Милане в 1868 году. Однако впервые опера была поставлена в версии, которая была многократно переработана Бойто. Ему пришлось изменить музыку и либретто, чтобы сделать оперу более сценически эффективной и более доступной для публики.

Опера "Мефистофель" стала популярной в Италии и была успешно поставлена в ряде других стран, включая Россию и Германию. Она стала знаменитой благодаря своей драматической музыке и великолепным ариям, таким как "Дай мне власть над тенями" и "Сердце моё в могиле тихо спит". Опера "Мефистофель" - это своеобразная адаптация произведения Иоганна Вольфганга Гёте "Фауст", в которой музыка Арриго Бойто сочетается с драматической сюжетной линией произведения. В опере изображается история Фауста, ученого, который заключает сделку с дьяволом Мефистофелем, чтобы получить все земные удовольствия. Опера охватывает события, начиная с сделки Фауста с Мефистофелем, и заканчивая его смертью.

В ходе своей работы над оперой Бойто сталкивался с рядом трудностей. Некоторые из них были связаны с техническими проблемами композиции, например, слишком сложной музыкальной структурой, которая могла бы затруднить понимание сюжета оперы. Другие проблемы были связаны с вопросами, возникающими при адаптации литературных произведений на оперную сцену. Тем не менее, Бойто упорно работал над оперой, и его труды были вознаграждены успешным дебютом "Мефистофеля" в Миланском театре "Ла Скала". Опера была очень популярна в Италии и в других странах, и Бойто был признан одним из наиболее влиятельных оперных композиторов своего времени. Опера "Мефистофель" была впоследствии была перенесена на другие оперные сцены во всем мире. Сегодня она считается одной из важнейших опер XIX века и исполняется на сценах во многих странах.

Арриго Бойто МефистофельСюжет оперы охватывает события, начиная с момента, когда ученый Фауст заключает сделку с дьяволом Мефистофелем, и заканчивая его смертью. В опере Фауст ощущает, что его жизнь прожита напрасно, и он совершает попытку покончить с собой. Однако он быстро осознает, что без помощи Мефистофеля он не сможет достичь своей цели.

Фауст заключает сделку с дьяволом, соглашаясь отдать свою душу Мефистофелю, если тот поможет ему исполнить его желания. Мефистофель выполняет свою часть сделки, обеспечивая Фаусту все земные удовольствия, включая любовь Маргариты, девушки, которую Фауст увидел в церкви. Фауст влюбляется в Маргариту и она в него, но их счастливая идиллия прерывается, когда Маргарита узнает о том, что ее брат погиб в дуэли, устроенной Фаустом. Маргарита бросает Фауста, и он снова обращается к Мефистофелю за помощью. Опера достигает своего кульминационного момента, когда Фауст понимает, что его время на Земле подошло к концу, и Мефистофель приходит за ним, чтобы забрать его душу. Фауст погружается в ад, но его душа воспаряет к небу, где он находит спасение.

Интересные факты

  • Арриго Бойто, автор музыки и либретто оперы, был не только композитором, но и писателем и поэтом. Он был близок к неоромантизму и символизму, и это отразилось в его опере "Мефистофель".
  • Опера не стала такой популярной, как, например, "Риголетто" или "Травиата" Верди, но получила признание со стороны музыкальной критики и любителей оперы. В опере Бойто использовал оркестровый инструмент, называемый "электрическим гонгом". Он представлял собой обычный гонг, но с электрическим устройством, которое позволяло получить длинный и резкий звук.
  • В некоторых постановках оперы Мефистофель изображается не только как дьявол, но и как философ и духовный учитель.
  • В некоторых версиях оперы Мефистофель исполняет роль нарративного баритона, который рассказывает историю Фауста и его сделки с дьяволом.
  • После премьеры оперы Бойто начал работу над ее улучшением и внес несколько изменений в либретто и музыку. Он также добавил новый эпилог, в котором Фауст находит спасение.
  • Опера "Мефистофель" была вдохновлена произведением Иоганна Вольфганга Гёте "Фауст", но в отличие от оригинального текста, в котором Мефистофель выступает как антигерой, в опере Бойто он играет главную роль.
  • Фёдор Шаляпин считался одним из лучших исполнителей партии Мефистофеля. Его выступления в этой роли были яркими и запоминающимися, и считается, что он внес значительный вклад в развитие и популяризацию этой оперы. В образе Мефистофеля Шаляпин выглядел впечатляюще и эффектно.
Он носил костюм в стиле XVIII века, с красной жилеткой и белой рубашкой с манжетами, а также чёрный плащ и фрак. Он также наносил на лицо ярко-красную краску, чтобы создать образ дьявола. Шаляпин не только внешне соответствовал образу Мефистофеля, но и мастерски передавал его характер и настроение. Он создавал образ манерным и уверенным, с яркой интонацией и выразительной игрой фразами. Шаляпин также использовал свой знаменитый глубокий бас для того, чтобы придать образу дьявола особую силу и влиятельность.

© Оперный гид