
С музыкой он познакомился с ранних лет, преимущественно развивался как самоучка. В 1903 году, окончив гимназию, он поступил на историко-филологический факультет Петербургского университета. Во время учебы Асафьев познакомился с выдающейся творческой личностью того времени Владимиром Васильевичем Стасовым, который и ввёл его в творческий круг талантливых деятелей искусства: Н. Римского-Корсакова, А. Глазунова, М. Горького, И. Репина, Ф. Шаляпина.
В 1904 году Асафьев уже полностью осознав, что вся его жизнь должна быть связана только с музыкой, поступает в консерваторию, где занимается у Анатолия Константиновича Лядова, который дал ему основы композиции. Ранний период творчества Асафьева отмечен интересом к русской народной музыке и культуре. Национальная музыкальная школа оказала значительное влияние на формирование его стиля.
Его первые работы характеризуются использованием фольклорных элементов и стремлением к созданию оригинального музыкального языка. После окончания консерватории Асафьев продолжил свою деятельность как теоретик музыки, критик и педагог. Он также был активным общественным деятелем, способствующим развитию советской музыкальной культуры.
В 1910 году Асафьев был принят на должность концертмейстера балетной труппы Мариинского театра, в это же время он решил писать музыкальные очерки в прессе под псевдонимом Игорь Глебов. Он поддерживал связи с такими заметными фигурами, как балетмейстер Михаил Фокин, композитор Дмитрий Шостакович и поэтесса Анна Ахматова. Также он работал в близком контакте с хореографами Ростиславом Захаровым и Леонидом Лавровским.
Знакомство с балетом имело важное значение для его творчества, Асафьев стал одним из основоположников современного балетного спектакля в России. Будучи автором более чем 50 балетных произведений, Асафьев оказал огромное влияние на разработку этого жанра. Расцвет его творчества пришелся на 1920-1930 годы. Асафьев был активным участником музыкальной жизни того времени, принимал участие в различных творческих организациях и дружил с многими выдающимися деятелями культуры своего времени.
- 1919 год: Асафьев - Действительный члени профессор организованного им Разряда теории и истории музыки Российского института историй искусств. Консультант академических оперных театров Ленинграда и филармонии.
- 1925 год – Профессор организованного им историко-теоретического отделения Ленинградской консерватории
- 1943 год – переезжает в Москву, становится профессором консерватории, консультантом Большого театра, возглавляет сектор музыки Института Истории искусств Академии наук.
Асафьев Борис Владимирович вошел в историю музыки как ученый, поражавший масштабами интеллектуальных интересов, глубиной знаний, силой интуиции; выдающийся критик публицист и талантливый литератор, видный композитор, последователь лучших традиций русской музыкальной классики, успешно воплотивший атмосферу пушкинских поэм в балетной музыке. Асафьев является автором 11 опер, в том числе и детских, концертов, сонат для различных инструментов, написал свыше 100 популярных романсов, хоров и песен, многие из которых исполняются до сих пор.