Дмитрий Шостакович (25 сентября 1906 - 9 августа 1975), один из самых известных композиторов советской эпохи родился в Санкт-Петербурге в культурной семье, примыкавшей к левым политическим группировкам.
Многие артисты заявляли, что являются продуктами большевистской революции, но Шостакович стоит особняком по уровню известности и художественным достижениям. Его дед по отцовской линии, Болеслав Шостакович, был активным революционером в 1860-х годах, в то время как его отец, Дмитрий Болеславович, был государственным инженером, поддерживавшим профсоюзы. Его мать, София Васильевна, была учительницей игры на фортепиано, которая давала Дмитрию Дмитриевичу его первые уроки в возрасте восьми лет, прежде чем он поступил в Петроградскую консерваторию в тринадцать.
Затем он обучался игре на фортепиано у Леонида Николаева, композиции у Максимилиана Штейнберга и получал поощрение от директора консерватории Александра Глазунова, который сам был известным композитором. Сотрудники консерватории считали Шостаковича многообещающим; он был активным композитором-студентом и написал свою первую симфонию в качестве выпускного произведения в 1925 году. Это было настолько впечатляющее произведение, что его премьеры прошли в Ленинграде, Берлине и Филадельфии, выдвинув Шостаковича на передний план советского искусства.
Новое ленинское правительство России признало Шостаковича ценным политическим инструментом. В 1920-е годы советское культурное бюро стремилось установить новые тенденции и предоставило ему заказы на строительство концертного зала и сцены. Однако к началу 1930-х годов авангардные формы Шостаковича, дерзкие гармонии и саркастические идиомы привели его в немилость у режима, возглавляемого тогда Сталиным. Несмотря на популярность среди российской публики, он был вынужден отказаться от новых произведений и исключить другие из активного репертуара.
До конца своей жизни Шостакович нес бремя лицемерного приказа, который угрожал разрушить его жизнь, в то же время награждая его наградами и продвигая за границу как музыкального вундеркинда Революции. По мере того как он становился все более известным во всем мире, физическое и умственное напряжение, которому он подвергался, было огромным.
Поддержка Шостаковичем ленинизма, если верить ведущим биографиям, ослабла еще в детстве. Он был непосредственным свидетелем кровопролития революции 1917 года, недоедал в последующие годы и после школы изнурительно работал пианистом в немом кино, чтобы помочь семье свести концы с концами в условиях послереволюционной экономики.
Его отец умер в 1922 году, и с тех пор некогда благополучная семья Шостаковичей боролась за новый социальный порядок в России. Жесткие ограничения, наложенные на искусство Сталиным и Хрущевым, также помогли Шостаковичу разочароваться. Всегда боявшийся официального осуждения, он последовал примеру Людвига ван Бетховена, Петра Ильича Чайковского и Модеста Мусоргского, написав музыку с глубокими темами, скрытыми под доминирующими темами банального характера и совершенно противоположного настроения.
Ради своей политической безопасности Шостакович сумел сохранить свой собственный голос, соблюдая государственную политику социалистического реализма – искусства, изображающего триумф ленинизма и полный, хотя и надуманный, оптимизм советской жизни. Тем не менее, Шостакович несколько раз подвергался дисциплинарным взысканиям со стороны культурных властей, особенно когда все ведущие композиторы СССР, включая Сергея Прокофьева, Арама Хачатуряна и Николая Мясковского, были осуждены за "формализм", или декадентский авангардизм, в 1948 году; это произошло после периода войны, когда художники имели большую творческую свободу.
В послевоенную эпоху Дмитрий Шостакович мужественно сохранял свою славу и положение общественного комментатора. Его творчество было высоким до последних пяти лет его жизни, когда серьезные физические проблемы начали ограничивать его движения. Однако к тому времени его произведениям уже было суждено бессмертие. Он был назначен первым секретарем Союза советских композиторов, и получил множество наград как от советского правительства, так и от организаций за рубежом, включая Ленинскую премию, медаль Героя Социалистического Труда и почетную докторскую степень Оксфордского университета. И самое главное, его музыку исполняли оркестры и радиостанции по всему миру.
Странным образом Шостакович стал фигурой художественной мудрости после многих лет, проведенных в качестве "врага народа". Музыка Шостаковича, сборник произведений, описывающих дух растерзанного человека, имеет ярко выраженный русский стиль, но при этом разнообразен. В нем собраны запоминающиеся темы из русской народной песни, джаза и традиций Иоганна Себастьяна Баха.
Как музыкальный голос советской жизни, его творчество обширно: он написал 15 симфоний, 15 струнных квартетов, различные другие камерные произведения, концерты, песенные циклы, сольные фортепианные пьесы, оперы, балеты и партитуры к фильмам, последняя из которых приносила приличный доход, находясь на тонком политическом льду.
Его 5-я-я симфония (премьера состоялась в 1937 году) с ироничным подзаголовком "Ответ советского артиста справедливой критике" была высоко оценена как бюрократами, так и публикой и остается его самым популярным произведением; это была первая симфония, чисто "советская" по стилю.
Также заслуживают внимания его 4-я-я симфония (премьера состоялась в 1962 году), которую он не исполнял почти 30 лет; Симфония №7 (Ленинград, 1942), масштабное произведение, посвященное его родному городу и его сопротивлению нацистскому вторжению; Симфония № 8 (1943); Симфония №10 (1953), считается его лучшей написанной симфонией; Симфония №11 (1905 Год, 1957); и Симфония № 14 (1969), посвященная поэзии смерти, включая Лорку и Аполлонера.
Опера Шостаковича "Леди Макбет Мценского уезда" (1934) по натуралистическому рассказу Лескова поначалу вызвала непринятие у Сталина, но сегодня пользуется значительной известностью. Его балеты "Золотой век" (1930), "Болт" (1931) и "Прозрачный ручей" (1935) остроумны. В ранних произведениях Шостаковича используется малериановский оркестр, но по мере того, как он становился старше и больше размышлял о возможностях жизни, он все чаще использовал камерную гамму.
Наиболее примечательными из его камерного каталога являются фортепианный квинтет (1940), фортепианное трио № 1 (1943), струнный квартет № 8 (1960) и струнный квартет № 15 (1974), все они яркие зеркала души Шостаковича.
Шостакович скончался 9 августа 1975 года в Москве. Ему были предоставлены государственные похороны, и мировая пресса признала его выдающимся композитором современности. В отличие от других советских композиторов, которые выиграли от политической удачи, а не от художественных заслуг, Шостакович остается международным феноменом, музыка которого исполняется постоянно. Его стремление вдохновлять слушателей остается верным даже после издевательств со стороны политиков, которые ценят конформизм выше самовыражения.