Мелодрама "Сибирь" Умберто Джордано в трех действиях на либретто Луиджи Иллики.
Первое представление: Милан, театр Ла Скала, 19 декабря 1903 года. Опера, олицетворяющая страсть, романтику и трагедию, была впервые поставлена в Миланском театре Ла Скала в декабре 1893 года и с тех пор стала одной из наиболее известных и поставляемых произведений Джордано. История создания оперы "Сибирь" уходит во времена романтизма. Джордано, итальянский композитор, известный своими операми, такими как "Андре Шенье" и "Преступная жизнь", был вдохновлен жизнью и приключениями русского путешественника и писателя Герцена, который бежал из Сибири после неудачного восстания против царского правления. Джордано решил создать оперу, основанную на этой истории, и пригласил итальянского поэта Луиджи Иллика написать либретто.
С Сибирью Джордано выиграл еще один триумф, опера, олицетворяющая страсть, романтику и трагедию, стала одной из наиболее известных и поставляемых произведений Джордано. Сюжет оперы, вероятно, не опирался на прямой источник, представляя из себя полностью оригинальную работу, хотя, по случаю премьеры в Нью-Йорке, была предложена гипотеза, что он был вдохновлен романом Воскресение Льва Толстого. На премьеру оперы в Милане в качестве исполнителей были приглашены Розина Сторчио (Стефана), Орест Дженнари (принц Алексис), Джузеппе Де Лука (Глеби), Джованни Зенателло (Василий) под руководством Клеофонте Кампанини. Однако, премьера в Ла Скала не имела такого теплого приема, как позже в других городах, включая Геную и Париж (1905), где «Сибирь» вызвала восторженные комментарии критиков. Так, журнал «Фигаро» от 5 мая 1905 года написал: «следует признать, что музыка г-на Джордано возвышает свое воздействие с необычайной интенсивностью и что, если эта музыка кажется вдохновленной щедрой мыслью и глубокой чувствительностью, она также свидетельствует о очень реальном и сильном таланте. Я не думаю, что преувеличиваю, когда говорю, что этот второй акт «Сибири» непременно займет свое место среди самых необычных и захватывающих страниц, которые может предложить современная драматическая музыка.»
Действие оперы происходит в России в первой половине XIX в.
Акт первый: "женщина". Стефана, которую соблазнил Глеби, преступник, который продал ее принцу Алексису Фрувору, получив взамен субсидию на жизнь, живет в элегантном дворце принца. Женщина любит, взаимностью, лейтенант Василий, который игнорирует ее истинное состояние, так как они встречаются в месте вдали от дворца. Призванный к оружию, он идет навестить Стефану во дворце, где узнает правду о женщине. В этот момент входит Принц, и возникает спор, который приводит к дуэли, во время которой Василий убивает Алексиса и после ареста приговорен к депортации в Сибирь.
Акт второй: "любовник". Рядом с границей между Россией и Сибирью, среди заключенных, которые идут по снегу, чтобы пойти в шахты, где они вынуждены много работать, есть измученный и отчаявшийся Василий. Группа женщин и детей ждет их на дороге, чтобы поприветствовать их, и вскоре после этого прибывает Стефана в санях, чтобы поделиться с любимым человеком своей ужасной судьбой и непреклонна в том, что не удовлетворяет просьбы Василия, который хотел бы, чтобы она ушла. Таким образом, они оба отправляются в Сибирь.
Акт третий: "героиня". На предстоящие праздники осужденным разрешили устроить вечеринку, и Стефана пытается воспользоваться этим, готовя план со старым осужденным сбежать с Василием. В лагерь осужденных прибывает Глеби, арестованный во время одного из своих многочисленных преступлений, и, узнав Стефану, оскорбляет ее на глазах у всех, включая Василия, который пытается защитить ее, но его останавливают другие. Ночью Василий и Стефана осуществляют свой план побега, но Глеби дает сигнал тревоги, позволяя войскам преследовать двух беглецов. Слышен выстрел, и вскоре после этого возвращаются Василий и Стефана, которая, смертельно раненная, умирает на руках любимого человека.
Опера «Сибирь» в музыкальном плане, кажется, представляет собой шаг назад по сравнению с предыдущими произведениями, поскольку мелодическая канва произведения некоторые особенности, например, диссонирующие элементы, такие как восходящий тритон, который отличает теневой и инсинуирующий характер персонажа Глеба. Другой пример мелодической регулярности дается, с другой стороны, арией Стефаны о ее возрожденной любви. Опера "Сибирь" Умберто Джордано - это потрясающая музыкальная драма, богатая эмоциями и внутренними противоречиями героев, и она остается важным произведением итальянской оперы, заслуживающим внимания и уважения.
Интересные факты:
- Почти полностью забытая после Второй мировой войны, опера была возрождена в Ла Скала в 1974 г. Мартина Франка в 2003.
- Опера "Сибирь" также известна своим сложным музыкальным строением и насыщенным оркестровым звучанием. Джордано виртуозно использовал оркестр, чтобы передать эмоциональные состояния героев и создать атмосферу сибирской дикой природы.
- Опера "Сибирь" стала одним из пиков творчества Умберто Джордано, который также написал другие известные оперы, такие как "Андре Шенье" и "Федора". Однако, в отличие от некоторых других опер Джордано, "Сибирь" остается менее известной в современном оперном репертуаре, но все еще время от времени производит показы и записи.