Опера "Преступная жизнь" (Mala vita) во второй редакции «Обет» (Il voto) Умберто Джордано.
В 1888 году миланский издатель Эдуардо Сонзоньо провел конкурс для молодых композиторов, чьи произведения никогда не исполнялись. Они должны были представить одноактное произведение, которое будет оценено жюри, состоящим из пяти известных критиков и композиторов, а награда заключалась в организации представления трех лучших произведений за счет издателя. Умберто Джордано представил одноактную работу «Марина», которую он написал еще во время учебы в консерватории Сан-Пьетро в Маджелле, но стать призером конкурса не смог: в марте 1890 года были провозглашены победители, ими стали «Cavalleria rusticana» Пьетро Масканьи, «Лабилия» Никколы Спинелли и «Руделло» Винченцо Феррони. Однако работа Джордано вызвала интерес Аминтора Галли, музыкального консультанта издательства, который убедил издателя заказать произведение молодому композитору.
Конечно, после оглушительного успеха «Сельской чести» Джордано искал родственную тему и обратил свое внимание на «Mala vita» (Преступная жизнь) итальянских авторов Сальваторе Ди Джакомо и Гоффредо Коньетти, работу, в свою очередь, основанную на произведении «O’voto» Джакомо. Сонцоньо поручил написание либретто Николаю Даспуро, который, преобразовывая прозаическое произведение на неаполитанском диалекте в итальянские стихи, сохранил верность оригиналу, сократив только первый акт, чтобы усилить действие. Так родилась Мала Вита, премьера которой состоялась 21 февраля 1892 года в театре Аргентина в Риме с Роберто Прудом в роли Вито и Джеммой Беллинчони в роли Кристины.
Среди зрителей опера имела огромный успех, однако у критиков вызвала некоторое недоумение, о чем свидетельствует статья Аттилио Луццато от 23 февраля 1892 года, в которой он резко критиковал зарождающуюся веристскую моду, не щадя даже «Cavalleria rusticana». Более холодный прием был оказан опере в театре Сан-Карло в Неаполе 26 апреля того же года, вероятно, потому, что она не точно освещала некоторые подробности неаполитанского быта, а персонажи казались лишенными морали. Более благосклонно к «Преступной жизни» отнеслись в других итальянских театрах, включая Болонью и Милан, а также в Вене, в которой произведение было представлено по случаю Международного музыкального и театрального праздника, в котором участвовали произведения композиторов, возглавляющих издательство Sonzogno, в том числе все та же «Сельская честь» Масканьи.
Однако неудача в Неаполе все же побудила Джордано в сотрудничестве с либреттистом переработать оперу, изменив персонажей, и в новой версии она была поставлена в 1897 году под названием "Обет" (Il voto) под управлением Джузеппе Барони с Энрико Карузо и Розиной Сторчио в главных партиях.
Действие оперы происходит в Неаполе в 1810 году незадолго до фестиваля Пьедигротта.
Первый акт. Красильщик Вито - любовник Амалии, жены Аннетиелло. Молодой человек, больной чахоткой, боится умереть и дает клятву на распятии, обещая, что женится на первой встречной проститутке, чтобы восстановить ее честь. У фонтана он встречает Кристину, которая однажды бросила ему в окно розу, и предлагает ей жениться. Молодая женщина, жаждущая изменить свою жизнь, соглашается, но Амалия не намерена терять своего любовника.
Акт второй. Амалия приглашает Кристину в свой дом, чтобы попросить ее разорвать отношения с Вито, поскольку она не может жить без него, и после отказа Кристины, которая не хочет терять единственную надежду на спасение, она переходит к угрозам. Кристина уходит и входит Вито, которого снова соблазняет Амалия, в то время как Кристина снаружи видит, как они целуются.
Акт третий. Фестиваль Пьедигротты начинается с хора (Ce sta ce sta un mutto ca dice accussì), текст которого либреттист приписывает самому Сальваторе Ди Джакомо. Кристина в отчаянии и пытается убедить Вито жениться на ней, но он отвечает ей, что не может устоять перед соблазнами Амалии. Покинутая женщина, осознавая, что у нее нет надежды на искупление, молится Господу, пока на улице гремит вечеринка в самом разгаре.
Опера «Мала вита», представляя собой современное веристское произведение, в музыкальном плане уже кажется иннервированной в традиции девятнадцатого века. В ней представлены закрытые пьесы, такие как арии Moderna concertati, чьи музыкальные структуры, несмотря на некоторую современную гармонию, близки к гармонии композиторов первой половины XIX века. Эти же параллели можно наблюдать в концерте, который завершает первый акт (O Vito sei tu sceso dal Cielo). Прикосновение местного колорита, которое, возможно, в намерениях автора должно было придать веристский оттенок, присутствует и в песне на неаполитанском диалекте «Ce sta, ce sta nu mutto» в исполнении Аннетиелло, которому вторит мелодичный хор.