Опера В. Беллини Норма (Norma)
Летом 1830 года выдающийся мастер бельканто Винченцо Беллини заключил контракт с одним импресарио, согласно которому обязывал себя написать две оперы. В этот период композитор сделал выбор, который впоследствии дал жизнь его превосходнейшему произведению. В письме от 23 июля Беллини сообщал, что его выбор пал на французскую трагедию Луи Александра Сомэ под названием «Норма, или Детоубийство». Испокон веков главной темой в серьезной опере является конфликт между долгом и зовом чувств. Опера «Норма» — классический пример такого противостояния. Это, прежде всего противостояние любви и долга. Но как быть, если долг подразумевает полностью противное любви?
Действие оперы охватывает период около 50 г. до н.э. По всей Галлии кишат легионы Цезаря. Друиды готовят восстание против поработителей и ждут сигнала, который им должна подать верховная жрица. В священной роще происходит собрание друидов, дабы услышать мольбу и зов к восстанию верховного жреца Оровезо. После собрания в роще оказываются два римлянина — центурион Флавий и проконсул Поллион, который рассказывает об остывшей любви к дочери Оровезо.
В центре событий оперы та самая верховная жрица друидов, предавшая ради Поллиона своего отца, веру и галльский народ. Она отдала ему все, а в ответ получила лишь измену и предательство. Но теперь ее сердце наполнено безудержной яростью и жаждой расправы. Имя ей — Норма.
Месть свершится только, когда Норма убьет двоих детей, родившихся от порочной связи. Жрица подает знак к восстанию, но её любимый Поллион схвачен - ему грозит смерть. В последнюю минуту Норма спасает его, открывая свою вину (нарушение обета девственности), и восходит на костер. Потрясенный её поступком, Поллион следует за ней на смерть.
В творении Беллини в самом начале завязывается мощный драматический узел. «Из всех произведений маэстро именно в «Норме» отображается синтез глубокой реалистичности, мелодического богатства и откровеннейших чувств», — как отзывался Рихард Вагнер.
История создания
Первое чтение «Нормы» привело в восторг Беллини. Интрига и льющиеся краски захватили его разум. Друг Винченцо, граф Барбо, впоследствии утверждал, что оригинальная музыка молитвы Нормы Casta Diva переписывалась восемь раз. Однако сам Беллини остался доволен результатом, а молитва Нормы превратилась в одну из самых ярких страниц классической мировой оперы.
Премьера должна была состояться 26 декабря 1831 года. Беллини предвкушал этот миг и требовал от исполнителей предельной самоотдачи. Но репетиции начались только за 20 дней до премьеры, а постановка была еще «сырой». В последний день маэстро настоял, чтобы репетиция прошла и утром, и перед представлением. Все были изнурены.
Исход был ясен издалека. Как говорил сам Беллини: «Норму» постигло фиаско, торжественное фиаско». Но композитор не терял веры и все же остался в Милане. И вот 27 декабря «Норма» одержала триумф. Публика восторгалась даже теми сценами, которые критиковала сутки назад. С этого момента началось победоносное шествие оперы Винченцо Беллини.
Светлый изящный лиризм, романтическая взволнованность, созерцание, нега, мечта- отличительные признаки не только "Нормы", но и всего искусства Беллини в целом. Следуя национальным традициям стиля bel canto, являясь наряду с Д. Скарлатти и Дж. Россини - непревзойденным мастером этого стиля, композитор пленяет своими обаятельными вдохновенными мелодиями, влияния которых не избежали многие музыканты, в том числе и Шопен.
Норма - произведение мощной трагической силы и чистоты стиля. Музыке оперы свойственен высокий гражданский строй, этическое благородство, драматизм выражения, героизм. Образ Нормы - один из самых возвышенных и героических в мировой опере. Ярко выражена в музыке борьба противоречивых чувств - любви, ревности, жажды мести, ненависти.
Интересные факты:
- В истории итальянской оперы дата первого выхода «Нормы» — такое же значимое событие как премьеры шедевров Верди, Россини и Пуччини.
- В 1835г. Опера «Норма» впервые была показана в России немецкой труппой. А на русской сцене — в 1837г. в Петербурге.
- В 1974г. Монтсеррат Кабалье блистательно выступила в партии Нормы на московской сцене.
- Среди непревзойденных исполнительниц заглавной партии XX века остается Мария Каллас
Знаменитые арии