История оперы

История оперыОпера… Что это: песня, актерская игра или кино? Нет. Опера - это целая жизнь, которую герои переживают на сцене, целая эпоха, со всей ее красотой, болью и страстью. Опера – это нечто чудесное и возвышенное. Голоса певцов и певиц напоминаю жемчуг, который сыпется на серебряное или хрустальное блюдо. Опера объединяет в себе многие виды искусства, но главную роль среди них играет музыка. То есть опера - это музыкально-драматическое произведение для театра, в котором речь полностью или в значительной мере заменена пением.

Немного истории. 
Родиной оперы является Италия. С древних времен итальянцы славились своими прекрасными голосами и изумительными песнями, во все времена в Италии были популярны народные представления с музыкой и танцами, особенно знамениты были «майские празднества». Очень много было поклонников в Италии и у «священных представлений», в которых ставились театральные действа с музыкой и танцами на библейную тематику. И во время эпохи Возрождения (Ренессанса), время расцвета всех искусств - родилась опера.

Известно, что этот жанр впервые появился в Италии в 15 веке в форме мистерии. Музыка периодически сопровождала действие, помогая окунуться в неповторимую атмосферу истории. В середине 16 века огромную популярность приобретают пасторали или пастушеские игры, главной фишкой в которых является использование хора. Ближе к концу 16 века появилось широко известное на сегодняшний день одноголосое пение или монодия. В этой форме опера развивалась быстрее всего.

В конце XVI века во Флоренции жил богач Джованни Барди, большой почитатель искусств, который собирал под крышей своего дома музыкантов, философов, поэтов. Это собрание в историю культуры вошли, как «Флорентийская камерата». «Камерата» в переводе с итальянского означает «салон» или «комната».
Музыканты и поэты, входившие в камерату, обсуждали современную им музыку. Им не нравилось, что в музыкальных произведениях того времени господствовало полифоническое нагромождение, когда множество голосов, чаще всего больше двадцати, звучали одновременно. При таком звучании поэтические строки невозможно было услышать, поэтому члены Флорентийской камераты считали полифоническую музыку «разрушительницей поэзии». Они хотели, создать новую музыку, которая бы благотворно влияла на людей, подобно древнегреческой. 
Один из участников камераты был горячим спорщиком Винченцо Галилей (1520-1591), отец великого астронома Галилео Галилея. Он положил на музыку отрывок из «Божественной комедии» Данте. Получилась «говорящая музыка». Это произведение Винченцо сам пел, играя на лютне или виоле. Это был первый шаг к опере, такой как мы ее знаем.
История оперы 3И снова участники Флорентийской камераты приступили к эксперименту. Они хотели создать драму, полностью положенную на музыку. Автором одной из таких музыкальных драм, под названием «Эвридика», был Якопо Пери (1561-1633) эту музыкальную драму поставили во время придворных торжеств по случаю бракосочетания французского короля Генриха VI с Марией Медичи, племянницы правителя Флоренции. Успех был грандиозный. Такие музыкальные оперы начали ставить и в других крупных городах Италии в Риме, Мантуе, Венеции и Неаполе. Дальше дело флорентинцев продолжил итальянский композитор Клаудио Монтеверди (1567-1643). Он в 1607 году создал оперу «Орфей». Монтеверди не использовал размеренную спокойную речь актеров, а создал драматический речитатив с яркими интонациями, со свободной сменой темпа, которые отлично помогают передать настроение героя. Этот великий композитор в своем творчестве близко подошел к созданию арий – сложных вокальных пьес. Именно благодаря Монтеверди в 1637 году в Венеции открылся первый в мире оперный театрПервое время театр служил для развлечения знатных горожан. В скором времени оперное искусство распространилась по всей Европе, а затем, и по всему миру, впитав в себя традиции разных народов.

В XVII веке опера начинает завоевывать европейские страны. В этом веке была создана французская национальная оперная школа во главе с композитором Жаном Батистом Люлли (1632 – 1687). Его оперы ставили в «Королевской академии музыки», придворном оперном театре. В Англии в 1689 году композитор Генри Пёрселл (1659 – 1695) создал оперу «Дидона и Эней». В 1678 году в немецком городе Гамбурге поставили национальный оперный спектакль. 
Многие великие композиторы, такие как Глюк, Моцарт, Вагнер, Глинка, Драгомыжский, Сметана, Дворжак, композиторы «Могучей кучки» и многие другие, стали «отцами» мирового оперного искусства.
В России опера стала популярна в XIX веке. В 1836 году Михаил Иванович Глинка создал героико-патриотическую оперу «Жизнь за царя», в советское время эта опера была известна под названием «Иван Сусанин», и тем самым открыл новые возможности оперного искусства. Потом появился новый вид народной оперной драмы – «Борис Годунов» Модеста Петровича Мусоргского (1839 – 1881). За ней последовала сказочно-лирическая опера «Снегурочка» Николая Андреевича Римского-Корсакова (1844-1908), а также его оперы-сказки «Садко» и «Сказание о невидимом граде Китеже». Петр Ильич Чайковский (1840 – 1893) подарил мировой культуре лирическо-психологические оперы, такие как «Пиковая дама» и «Евгений Онегин».
Опера популярна и сегодня. Она завораживает. Могучее зрелище спектакля, великолепные голоса исполнителей дадут вам столько новых сил, эмоций и переживаний, что уже не сможете представить свою жизнь без оперы!
Все постановки имеют примерно одинаковую структуру. В основу оперы положено либретто - текст, кратко отражающий содержание постановки. Открывается опера, как правило, увертюрой - оркестровым вступлением, выражающим примерное настроение всей оперы. Сама опера состоит из законченных номеров - арий, ансамблей или речитативов. Если опера разделена на акты, то каждый акт, кроме первого, может иметь свое собственное вступление - увертюру.

Даже человек, ничего не мыслящий в опере, понимает, что она имеет много разновидностей. И действительно, сегодня каждый может выбрать что-то по своему вкусу. Так, комическая опера, безусловно, подойдет всем любителям и «нелюбителям». Это обычно легкое, комедийное произведение со счастливым концом, не затрагивающее «глобальных» проблем. Полусерьезная опера-семисерия подойдет тем, кто предпочитает грустные истории со счастливым концом. Серьезная или Неаполитанская опера подойдет любителям исторической и мифической направленностям. Ну а уж Большая опера или Гранд-опера - самое масштабное действие в четыре или пять актов, с огромным количеством действующих лиц, оркестром, декорациями и костюмами. Одним словом, если вы считаете, что достаточно хорошо разбираетесь в тонкостях оперного искусства, то Гранд-опера для вас!

 

© Оперный гид