1607 - Орфей (L’Orfeo)

Опера Орфей Клаудио Монтеверди создана в 1607 году на либретто Алессандро Стриджо.

Орфей МонтевердиСвое первое произведение в жанре оперы Монтеверди создал, когда ему было уже более сорока лет. Если до этого момента душа композитора целиком и полностью принадлежала мадригалам, то с Орфеем Монтеверди открыл для себя новую любовь, отныне все его помыслы и устремления отданы музыкальной драме. Более того, пальма первенства в искусстве музыкальной драмы до этого отданная флорентийской опере, теперь будет навсегда связана с именем Клаудио Монтеверди. Каким же образом композитору удалось создать столь мощное произведение, не используя в своем арсенале опыта и истории создания драматической музыки, возраст которой к тому времени составлял не более десяти лет?
Само драматическое действо того времени было сведено к минимуму в угоду эффектным декорациям и живописным эпизодам. Богатство вельмож позволяло создавать феерические действия с пышным обрамлением и сотнями участником, однако драматургией мало кто интересовался. Монтеверди же, использовав весь свой опыт и душевную страсть к мадригалам практически стал первооткрывателем драматического действа, он впервые отнесся к сочинению музыки для спектакля серьезно, превратив жанр уютной и романтичной пасторали в поражающее глубиной эмоциональным накалом произведение. В Орфее мы впервые встречаем музыку, способную самостоятельно выразить драматическую идею автора. Композитор впервые синтезировал драму, слова и сценический образ в единый образ, который до этого был неведом флорентийским пасторальным постановкам.
В отличие от, например, «Орфея и Эвридики» Глюка и многих других «эвридик» того времени, Монтеверди впервые решил проблему дивертисментного счастливого конца, хотя, конечно, смерть Орфея пришлось все же смягчить вознесением на небеса. Тем не менее, Монтеверди первый пришел к мысли, что сама суть музыкальной драмы является не столько в развлечении, сколько в раскрытии драматизма душевных переживаний.
Судя по хроникам придворной жизни того времени, мантуанцы ожидали Орфея с нетерпением и особым ожиданием уникального события. Первое исполнение было встречено овациями и самой высокой оценкой зрителей, а концертное исполнение оперы в Кремоне повлекло за собой приглашение композитора в почетные члены кремонской академии. Орфей однозначно был признан выдающимся произведением современности.

Краткое содержание
Радостная свадьба Орфея и Эвридики, гости желают новобрачным, чтобы счастье их оставалось неизменным, а боги были благосклонны к их браку. В апогее веселья Орфей исполняет песню столь трогательную, что присутствующий гость признает, что сама природа становится прекрасней от его пения. И в этот момент появляется весть о внезапной кончине Эвридики. Хор оплакивает судьбу влюбленных и поет о недоверии к счастью смертных, на все воля богов.
Однако, бросая вызов богам, Орфей отправляется за своей возлюбленной в ад, решив испытать силу своего искусства. Даже страж Харон не смог удержать его от дерзкого намерения. И вот, влюбленный достигает царства Аида, его встречает хор инфернальных существ, драконы, трехголовый Цербер и другие зловещие фигуры.
Тронутая несчастьем новобрачных, богиня Прозерпина убеждает своего мужа Плутона отпустить Эвридику обратно к мужу. Однако, условие, поставленное при этом Орфею, он выполнить не смог, в самый последний момент при переходе в царство живых он оборачивается и теряет свою жену навеки.
Орфей с разбитым сердцем блуждает по лугам и полям, он умоляет природу скорбеть вместе с ним о его утрате. В этот момент с небес спускается Аполлон и объявляет Орфея своим сыном. Они оба возносятся на небеса под радостные ликования хора. Все завершается диковинным балетом с участием обитателей нижнего и верхнего миров.
Общий музыкальный колорит оперы спокойный, чистый, даже прозрачный. Густых и ярких красок, свойственных мадригалам, в Орфее нет, хотя происхождение оперы из этого жанра тоже очевидно. В отличие от напряженных линий мадригальных басов, здесь остинантный бас ближе к аккордовой структуре и более остро воздействует на слушателя на фоне светлых тонов. Если брать за основу более поздние драматические произведения автора, то инструментовка оперы может показаться хаотичной и даже перегруженной, однако, такой подход к оценке музыки того времени не может быть правомерным. Сама инструментальная концепция оперы Монтеверди ясна и убедительна, музыка звучит не столько перенасыщенно, сколько дифференцированно. Монтеверди раскрашивает каждый образ собственным неповторимым тембральным колоритом, даже хоры имеют каждый свою инструментальную окраску. А инструментальный номер, предваряющий интермедию перед сценой схождения в подземное царство, явно предвосхищает будущие танцевальные номера в произведениях Люлли и Перселла.
 

Интересные факты:

  • Полная партитура оперы была опубликована два года спустя после премьеры, беспрецендентный факт для того времени, подтверждающий небывалый успех «Орфея»
  • Будучи неподготовленными к созданию нового жанра и воспитанные на приемах пасторального дивертисмента, музыкальные критики того времени отдавали всю славу успеха оперы либреттисту Стриджио и его поэзии
  • Удивительно, что до создания Орфея композитор не создал ни одного собственного инструментального произведения.
  • Некоторые из четырнадцати законченных симфоний из состава оперы в настоящее время исполняются в качестве самостоятельных произведений в манере свободной сюиты.
  • На основе увертюры к Орфею Монтеверди создал свое другое произведение «Литании девы Марии», добавив к увертюре хор.

 

© Оперный гид