1689 - Дидона и Эней (Dido And Aeneas)

Опера Генри Пёрселла Дидона и Эней.

Дидона и Эней опера Генри ПёрселлаРодиной оперы в Европе по праву считается Италия, где жанр начал зарождаться в начале XVII века из других музыкальных форм. Время шло, но господство Италии в этой сфере продолжалось, и авторы из других стран, создавая свои произведения, часто обращались к ее традициям. Тем не менее, в том же XVII веке в Великобритании, не слишком широко славящейся своим музыкальным искусством, была создана первая английская национальная опера. «Дидона и Эней», написанная Генри Пёрселлом на стихи английского поэта Наума Тейта, во многом опередила свое время, и хотя она была незаслуженно и надолго забыта, сейчас эту оперу ставят на сценах многих мировых театров.
В качестве основного литературного источника для Тейта выступила четвертая книга «Энеиды» Вергилия, в которой повествуется о прибытии героя троянской войны Энея в Карфаген, его знакомстве с царицей Карфагена Дидоной, и вспыхнувших между ними чувствах. Тем не менее, несмотря на очевидное обращение к сюжету Вергилия, либретто Тейта было скорее художественной переработкой, чем пересказом древней поэмы. Его пьеса, стихи из которой Перселл использовал для создания «Дидоны и Энея», называлась «Брут из Альбы, или Очарованные любовники». В ней Тейт в аллегорической форме рассказывает об английском монархе Якове II и событиях его жизни, сравнивая самого короля с запутавшимся Энеем, а британский народ – с оставленной им возлюбленной Дидоной. Перселл же возвращается к оригинальному мифу, представляя в качестве главных героев самих Дидону и Энея, и их любовь.
В этой опере композитор очень явно проявил свою способность виртуозно сочетать возвышенные мотивы и реалистичность земной жизни, тонкую лирику и живой, необработанный народный язык, считавшийся в то время малоподходящим для демонстрации его на сцене, особенно в серьезных произведениях. Повседневный быт у Перселла сочетается с фантасмагорической сказочностью шекспировского театра, создавая многогранную, всесторонне интересную картину. Песня, в которой Дидона прощается с жизнью «When I am laid in earth», стала не только самой известной из всех песен этой оперы, но и одной из лучших арий за всю историю мирового искусства.
До сих пор, спустя три с лишним века, она не утратила актуальности и к ней обращаются современные композиторы и исполнители из разных жанров. Сама же Дидона стала одой из первых трагических героинь на европейской оперной сцене.
 
 
Тем не менее, в XVII веке опера была поставлена всего раз, в 1689 году, и произошло это даже не в театре, а в пансионе благородных девиц. Во многом именно этим объясняется тот факт, что мужская партия в опере, по сути, всего одна – партия самого Энея. Остальные роли рассчитаны на женские голоса, даже первый матрос с корабля Энея поет сопрано. Созданию оперы во многом поспособствовал владелец пансиона, учитель танцев Джозиас Прист. В следующий раз «Дидона и Эней» была поставлена на сцене только в начале XVIII века, после чего очень долго не исполнялась полностью, только отдельные части использовались для других постановок и концертных исполнений. После этого об опере еще раз вспомнили в конце XVIII века, и снова надолго забыли. Только во второй половине XIX века самое талантливое произведение Перселла опять увидело свет, было оценено по достоинству, и наконец начало обретать заслуженную популярность.
 
К сожалению, пролог оперы был утрачен, однако известно, что там изображалась встреча Феба и богини любви Венеры. Тритоны и нереиды возносили ей хвалебные гимны, а позже к их прославлениям присоединялся танец Весны, исполняемый пастухами и нимфами. После окончания троянской войны герои разбрелись по свету, и одного из них, Энея вместе с его кораблями, судьба приводит к берегам Карфагена, где царствует мудрая и прекрасная Дидона. Между ней и Энеем быстро зарождаются чувства, и, не видя никаких препятствий своей любви, они решают заключить брачный союз. Эней просит руки Дидоны, и та соглашается. Тем не менее, пока они предаются своей влюбленности и безоблачным мечтам, над ними начинают сгущаться тучи.
Колдунья, которая хочет уничтожить Карфаген и его царицу, плетет заговор при помощи своих подручных ведьм и злых духов. Они решают, что один из духов-слуг Колдуньи должен прикинуться Меркурием, и передать якобы посланное царем богов Юпитером послание, что Энею необходимо оставить Дидону и покинуть Карфаген, отплыв к Италийским землям. Во время их путешествия Колдунья поднимет шторм на море и утопит корабли Энея, а Дидона умрет от горя по своему возлюбленному. Чтобы сильнее испугать Энея и Дидону и заставить их поверить в божественную сущность посланца, злой дух является к ним в лесу, окруженный грозой и неистовствующей бурей. Эней, узнав, как он думает, о повелении Юпитера, приходит в отчаяние из-за неизбежности разлуки с Дидоной. Тем не менее, он верит словам духа, и собирается исполнить «божественное» повеление.
 
Дидона и Эней 1Колдунья и ее слуги радуются победе. Несмотря на горе обоих влюбленных от грядущей разлуки, Эней готовится к отплытию. Дидона полна скорби и обиды. Неожиданно Эней возвращается, и говорит, что готов пойти наперекор воле богов и остаться с ней. Дидона высмеивает его и не собирается прощать. Она заявляет, что он должен следовать однажды принятому решению, а она сама должна умереть, так как она больше ни во что не верит и ее жизнь не имеет смысла. Дидона заканчивает жизнь самоубийством, и, умирая, просит амуров осыпать ее могилу лепестками роз.
Опера «Дидона и Эней» относится к камерным, в ней всего 9 действующих персонажей, из которых постоянными являются только 6. Оркестр, что крайне нетипично для того времени, ограничивается только струнным квартетом и чембало. Тем не менее, у Перселла получается естественно уместить всего в четыре картины элементы оперы того времени – арии, хоровые и оркестровые эпизоды, ансамбли, и даже танцы. Вся опера посвящена чувствам героев и их душевным переживаниям, внешние события второстепенны, а места действий намечены только отдельными мазками. Можно сказать, что в плане передачи эмоций, в изображении сказочной, нереальной атмосферы и вымышленных фантазийных существ, опера опередила своё время почти на два века, вплотную приблизившись к романтическим оперным постановкам 1800-х и более поздних годов.
 
Интересные факты:
  • На основе древнего предания о любви карфагенской царицы Дидоны к герою троянской войны Энею была создано множество опер, преимущественно итальянских. Сюжет вдохновлял таких композиторов как Альбиони, Скарлатти, Паизиелло, Порпора, и множество других.
  • Наум Тейт, известный в то время либретист, прославившийся своими переработками Шекспира, осовременил сюжет пьесы, привнеся в древнегреческую поэму мотивы английского театра тех времен – сказочных существ, Колдунью и ее потусторонних слуг, хоровую песню матросов на живом просторечном английском языке.
  • Авторская рукопись Перселла с музыкой оперы не сохранилась полностью, так как ни разу не публиковалась при его жизни. Известные сейчас образцы воссозданы благодаря копиям XVIII и конца XVII века. По ним можно сделать вывод, что часть второго акта и последнего раздела «Дидоны и Энея» были утеряны. Уже в середине XX века британские композиторы Бенджамин Бриттен и Имоджен Холст, внимательно изучив все сохранившиеся композиции Перселла, дополнили финал второго акта тщательно подобранной и скомпонованной музыкой из других его произведений.
  • «Дидона и Эней» - единственное произведение Пёрселла без разговорной речи для театра.
  • Первая зарубежная постановка произведения состоялась 14 декабря 1895 года в Дублине, а первая звукозапись оперы датируется 1935 годом.

© Оперный гид