1890 - Пиковая дама

Опера «Пиковая Дама» была создана величайшим композитором всех времен Петром Ильичем Чайковским по мотивам рассказа Александра Пушкина. Мировая премьера состоялась 19 декабря 1890 года в Мариинском театре Санкт-Петербурга. Данная композиция великого русского композитора П.Чайковского является кульминацией его творчества и в ней сочетаются все его предыдущие достижения.
 
QueenSpadesКраткое содержание Эта удивительная история воссоздает сцену в Санкт-Петербурге зимой начала 1830-х годов. В основу произведения положены воспоминания о событиях из жизни графини Анны Федотовны. Главной героине 87 лет. Эта женщина является крупным игроком, который, на удивление, никогда не проигрывает. Ходят слухи, что у нее был секретный карточный трюк, который ей рассказал старый друг граф Сен-Жермен. Сам же персонаж графа Сен-Жермена был вдохновлен реальным человеком. Ученица графини Лизавета заинтригована встречей с офицером по имени Герман, который начинает проявлять привязанность к Лизе, но это совсем неспроста. У него есть особое желание - проникнуть в дом графини и узнать секрет трех карт. Для воплощения своего плана, он посылает ей тайное любовное послание. Лиза отвечает на него, после чего Герман назначает девушке свидание.
В доме графини, угрожая пистолетом, он требует от нее раскрытия секрета карточной игры, но испуганная женщина падает замертво. Лиза узнает, что любви нет, а лишь коварная цель привела офицера в их дом. Девушка считает себя невольной виновницей в смерти графини. На похоронах, при прощании с покойной, Герману показалось, что старуха вопросительно посмотрела на него. В расстроенных чувствах он на протяжении следующего дня много пьет, чтобы забыться и отвлечься. Проснувшись поздно вечером, Герман услышал, что в его комнату кто-то вошел. В этом человеке он узнает умершую старуху, которая поведала ему секрет трех карт: три, семь и туз. Она требовала жениться на Лизавете Ивановне. Воображение Германа начинают преследовать три, семь и туз. Не в силах противостоять искушению, он идет к известному игроку Чекалинскому и вкладывает огромную сумму на три и в тот самый момент его карта выигрывает. На следующий день он ставит на семь, и снова побеждает. На следующий вечер Герман снова стоял за столом. Он положил карту, но вместо ожидаемого туза, в его руке была королева пик. Кажется, что леди прищурилась и улыбнулась. Изображение на карте имело сходство со старой графиней. Похоже, что Герман сходит с ума. Полный горя, он, умирая, просит прощения. А Лизавета Ивановна выходит замуж за другого мужчину.
Стиль данного произведения – это пародия, смешанная с аксиомой Шекспира – с кульминацией на сцене, когда Герман ошибается в той самой королеве пик.
 
История создания «Пиковая дама» была составлена ​​всего за 44 дня, но успех оперы превзошел все ожидания. Идея поставить оперу появилась у И.А. Всеволжского – директора императорских театров. Он несколько лет думал о воплощении своей идеи в реальность, продумывал сценарий и эффекты. И уже в 1885 году он подыскивал композитора, который смог бы передать всю его задумку. К Чайковскому Всеволжский обратился не сразу, у него еще были несколько кандидатов. Но самому Петру Ильичу не по душе был сюжет, поэтому он не хотел работать над музыкальным оформлением. Спустя время младший брат Чайковского стал работать над либретто, но вскоре и он отказался от работы. Всеволжскому ничего не оставалось, как снова обратиться к Петру. В то время Чайковский хотел уехать из России, поэтому согласился на работу, отправившись творить во Флоренцию.
Первое музыкальное оформление появилось в январе 1890 года. Полное произведение было написано достаточно быстро, Чайковский сочинял слова к некоторым сценам и часто менял сюжетные линии либретто. Пушкинское творение сильно преобразилось в красивое стихотворное полотно, в котором гармонично смотрелись творения и других поэтов – Жуковского, Карабанова, Державина и др. Само же либретто значительно отличается от представления психологических портретов главных героев, их социального статуса и общего настроения от поэтического произведения.
Музыка Чайковского ближе к образам его последних симфоний, где на переднем плане есть тема судьбы, несчастье, которое разрушает мечты, надежды и самого человека. По сути, сюжет оперы – это совершенно новая работа, написанная на основе истории Пушкина.
Интересно, но до Чайковского история «Пиковой дамы» уже использовалась в опере француза Халеви, но только Петр Ильич смог так хорошо описать природу главных героев, добавив им драму и глубину, благодаря чему его опера стала гениальной. П.И.Чайковский создал музыкальную драму, основанную на маленькой истории, написанной Пушкиным, где раскрыт глубокий и трагический смысл его современности. Талантливый композитор является автором и других оперных творений, среди которых «Евгений Онегин», «Мазепа», «Орлеанская дева», «Чародейка». На протяжении многих лет они не теряют своей популярности среди почитателей оперных произведений.
 
Интересные факты
  • Опера «Пиковая дама» содержит рекорд самых больших изменений, таких как редактирование и добавление. Почти каждая новая реинкарнация оперы сопровождается бурными дискуссиями и дебатами. Причина кроется в различной природе персонажей, созданных Пушкиным и Чайковским, их интерпретациями и идеологическими представлениями. Многие режиссеры пытались приблизить оперу к литературному оригиналу, подбирая Чайковского, но в итоге такие нововведения привели лишь к недостаткам в драматургии и стерли основную идею оперы, полностью разрушив ее идею и «душу».
  • Представление главного героя – Германа, считается одним из самых сложных в мире оперы. По сути, во время всей оперы он не только активно поет, но также испытывает огромный физический и эмоциональный стресс, будучи на сцене во всех семи частях оперы. Но, тем не менее, нет такого тенора, который бы не мечтал исполнить арии Германа.
  • Влияние оперы «Пиковая дама» на развитие русского и мирового искусства было сильным. Музыка Чайковского и его реинкарнация персонажей Пушкина позднее были отражены в ряде картин, литературных и музыкальных произведений. Опера «Пиковая Дама» – величайшее произведение, где автор хочет донести слушателю, что наша жизнь – это игра, она любит проверять нас в решении жизненно важных вопросов. Опера привлекает зрителей непревзойденной яркостью ее драматического развития и поражает реалистичными персонажами, их чувствами и мыслями, страданиями, надеждами и смертью.

© Оперный гид