1891 - Иоланта

Иоланта опера ЧайковскогоИоланта - одиннадцатая и последняя завершенная опера Чайковского. Либретто было разработано братом композитора Модестом Чайковским (1850-1916) по переводу Владимира Зотова (1821-1896) драмы "Kong Renés Datter" (1845) Хенрика Герца (1798-1870).

История создания

Еще в 1883-84 годах Чайковскому пришла в голову идея написать оперу на тему Иоланты. Сам композитор упомянул об этом в интервью журналу "Петербургская жизнь" (Петербургская жизнь):
"Около восьми лет назад я наткнулся на выпуск "Русского вестника", в котором была представлена одноактная пьеса датского писателя Хенрика Герца в переводе Ф. Миллера под названием "Дочь короля Рене". Рассказ очаровал меня своей поэзией, оригинальностью и обилием лирических сцен. Затем я решил положить его на музыку. Однако из-за различных препятствий я смог реализовать свое решение только в прошлом году"
Чайковский был очарован не только "поэзией, оригинальностью и обилием лирических сцен" в пьесе Герца, но и концепцией жизненности, на которой основана пьеса. В апреле 1888 года состоялась серия дебютов молодых московских актеров, и для дебюта Елены Лешковской была поставлена "Дочь короля Рене". Чайковский присутствовал на этом спектакле, который был поставлен в Малом театре всего один раз и был очень впечатлен игрой актрисы, сюжетом и самой постановкой. Решимость написать оперу на этот сюжет у Чайковского окрепла, это подтверждается в письме Чайковского Дезире Арто-Падилья: "Я обязательно должен написать русскую оперу по мотивам поэмы, которая находится у меня уже два года; и которую я дал честное слово написать".
 
В январе 1891 года дирекция Императорских театров Санкт-Петербурга поручила Петру Ильичу ему написать одноактную оперу и двухактный балет. Заказанный балет был основан на сказке Щелкунчик Гофмана, опера по одноактной пьесе "Дочь короля Рене" Хенрика Герца. По словам Модеста Чайковского, композитору не очень понравилась история о Щелкунчике. Однако, что касается темы оперы, "он выбрал ее сам, но, еще не имея либретто, он не мог знать, до какой степени она его удовлетворит".
С этого момента Чайковский начинает уговаривать брата Модеста написать либретто для его новой оперы. В феврале Чайковский начал сочинять "Щелкунчика", но он все еще не приступал к работе над "Иолантой" перед своим отъездом в Америку. Чайковский так и не смог закончить оперу и балет вовремя к сезону 1891/92. Вот что он сам писал по поводу этой задержки: "Этот сюжет великолепен для музыки, он согревает меня и вдохновляет до такой степени, что я не сомневаюсь в его успехе, при условии, что эта опера не должна быть продуктом стресса и спешки». В письме к Модесту Чайковскому композитор жаловался, что его
"... мучает осознание того, что совершенно невозможно хорошо завершить работу, за которую я взялся, персонажи из "Щелкунчика" и "Дочери короля Рене" превратились в какие-то ужасные, лихорадочные кошмары… К настоящему времени я дошел до того, что ненавижу даже дочь короля Рене. Но весь смысл в том, что мне это должно нравиться!!! … Однако я чувствую, что могу сделать шедевр из "Дочери короля Рене" — но не пока я в таком состоянии".
 
Создание обоих шедевров продвигалось настолько медленно, что композитор впал в уныние и получил разрешение от оперной дирекции отложить создание балета и оперы на следующий сезон. Итак, сочинение музыки для Иоланты началось только в начале/середине июля. По собственному признанию композитора, первоначально работа продвигалась очень вяло и с большим трудом, с ощущением, что он вот-вот повторится. Еще одно обязательство также заставило его немного отвлечься: корректура нового издания "Евгения Онегина", которое Чайковский закончил 19 июля.
 
Согласно хронологическим примечаниям среди рукописей эскизов, композитор выполнил самую плодотворную работу над "Иолантой" в июле-августе 1981 года. К 24 июля были написаны седьмая и часть восьмой сцен. В письме к брату композитор писал:
"Либретто великолепно. Есть один недостаток, который не имеет к вам никакого отношения. Я нахожу, что между дуэтом о свете и концом мы слышим слишком мало музыки — все это объяснение действия. Боюсь, это может показаться скучным. Все же возможно, что я ошибаюсь. Я начал не с начала, а со сцены между Иолантой и Водемоном. Вы проделали выдающуюся работу над этой сценой, и музыка могла бы быть великолепной, но мне кажется, что у меня это получилось не особенно хорошо. Самое ужасное, что у меня есть склонность повторяться, и многое в этой сцене получилось похожим на "Чародейку"?!! Но посмотрим. Я сомневаюсь в себе все больше и больше. Но, возможно, это связано с более общей депрессией, и мне следует временно отложить театр и писать симфонии, фортепианные пьесы, квартеты и т.д. Я устал писать оперы и балеты, но еще не совсем выдохся."
Наконец, в конце августа, опера была закончена. Но прежде, чем начать оркестровку Иоланты, композитору пришлось взяться за доделки Воеводы, и вновь пришлось отложить выход своего последнего шедевра в свет. Доделки Иоланты происходят урывками и при помощи коллег, фортепианную партитуру для оперы написал Сергей Танеев. В декабре все еще происходят доработки оперы, Чайковский написал для неё дополнительную арию (романс) для партии Водемона ("Нет, очарование ласк ..."), а также еще одну арию для Фигнер.
Полностью опера Иоланта полностью была завершена лишь к началу февраля 1982 года.

Краткое содержание

Место действия - прекрасный сад в поместье короля Рене Прованского, в горах южной Франции, в пятнадцатом веке: Принцесса Иоланта, дочь короля, была слепа от рождения и живет в уединенном великолепии замка. Ей никогда не позволяли узнать, что она отличается от других людей, или даже что она принцесса. Ее друзья приносят ей цветы и поют перед сном.
Алмерик, королевский оруженосец, объявляет о прибытии короля, а Бертран, дворцовый привратник, предупреждает его не говорить о свете в присутствии Иоланты и не говорить ей, что ее отец - король. Иоланта помолвлена с Робертом, герцогом Бургундским, который не знает о ее слепоте. Король приводит мавританского врача Эбн-Хакиа, который настаивает на том, что Иоланта должна узнать о своей инвалидности и захотеть увидеться, прежде чем он сможет ее лечить. Король решительно отказывается.
 
 
С наступлением темноты в замок прибывают два рыцаря. Один из них - Роберт, а другой - его товарищ по оружию, граф Водемон. Они забредают в сад Иоланты, игнорируя знаки, предупреждающие их держаться подальше. Роберт влюблен в другую и надеется, что король освободит его от клятвы. Водемон видит Иоланту и влюбляется в нее. Роберт опасается, что она колдунья, и отправляется собирать свои войска. Иоланта собирает цветы для Водемона, но дарит ему белые, когда он просит красные. Он понимает, что она слепая, и пытается объяснить ей зрение. Их обнаруживают.
Водемон клянется, что любит Иоланту, слепа она или нет. Ее желание видеть недостаточно сильно, поэтому король угрожает казнить Водемона, если лечение не увенчается успехом. После начала лечения король отпускает Водемона, показывая, что угроза была всего лишь попыткой усилить желание его дочери увидеться.
Приезжает Роберт и признается, что любит другую. Король освобождает его от обещания и отдает Иоланту Водемону. Когда с ее глаз снимают повязки, Иоланта может видеть окружающее. Всеобщее ликование.

Спектакли

Первые постановки "Иоланты" и "Щелкунчика" состоялись 6/18 декабря 1892 года в Санкт-Петербурге на сцене Мариинского театра. Эдуард Направник дирижировал оперой, а Риккардо Дриго балетом. Солистами "Иоланты" были Константин Серебряков (Рене), Леонид Яковлев (Роберт), Николай Фигнер (Водемон), Аркадий Чернов (Эбн-Хакия), Василий Карелин (Альмерик), Ялмар Фрей (Бертран), Медея Фигнер (Иоланта), Мария Каменская (Марта), Александра Рунге (Брижит) и Мария Долина (Лаура). На следующий день Чайковский написал: "Опера и балет имели вчера большой успех. Опера, в частности, пришлась всем по душе... Обе были поставлены великолепно".
Вскоре после премьеры в Санкт-Петербурге "Иоланта" была исполнена в немецких городах Гамбург и Шверин. Опера была исполнена в немецком переводе в Гамбургском оперном театре в постановке Густава Малера под управлением Густава Малера.
В Москве первое полноценное представление состоялось только после смерти Чайковского — 23.11.1893 года в Большом театре под управлением Ипполита Алтани с солистами: Степаном Трезвинским (Рене), Богомиром Корсовым (Роберт), Львом Клементьевым (Водемон), Степаном Власовым (Эбн-Хакия), Моисеем Толчановым (Альмерик), Василием Цетековым ( Бертран), Маргарита Айхенвальд (Иоланта), Лидия Звягина (Марта), Елена Муравьева (Брижит) и Ольга Данильченко (Лаура) [49].

Интересные факты:

  • В письме к брату Модесту композитор писал: "Несмотря на все мои старания, я далек от завершения "Иоланды" (кстати, примите во внимание, что "Иоланта" неверно — это должна быть "Иоланда", потому что оно происходит от французского, а по-французски это Иоланда)"
  • Полная партитура "Иоланты" Чайковского и переложение для фортепианного дуэта Сергея Танеева были опубликованы соответственно в 10 и 42 томах Полного собрания сочинений Чайковского под редакцией В. Д. Васильева (1953).
  • Первое полное представление "Иоланты" в Соединенных Штатах состоялось в театре Гарден в Скарборо-на-Гудзоне 10 сентября 1933 года.
  • Самая ранняя известная постановка в Великобритании состоялась во время Камденского фестиваля 20 марта 1968 года в ратуше Сент-Панкрас в Лондоне.

© Оперный гид