Монтеверди Клаудио (Claudio Monteverdi)

Клаудио МонтевердиТворчество великого итальянского композитора Клаудио Монтеверди можно без преувеличения назвать выдающимся явлением в истории музыкальной культуры 17 века.
«..Никогда,— пишет Ромен Роллан,— новое искусство не восторжествовало бы с такой силой и универсальностью, которые характеризуют победу оперы в 17 веке, без непреодолимого обаяния гения Монтеверди».

Биография

Клаудио Монтеверди (1567—1643) родился в городе Кремонс в семье врача, Он получил серьезное образование, окончил Кремонский университет; обширные музыкальные познания приобрел, занимаясь с капельмейстером при Пьемонтском соборе Антонио Индженьерин. С двадцати трех лет Монтеверди — па службе у герцога Мантуанского в качестве исполнителя на виоле и певца.
Через некоторое время он был уже директором придворной капеллы и «маэстро камерной музыки». Вместе с двором сопровождал Монтверди герцога во время путешествий и военных походов. Разнообразие жизненных впечатлений обогащало духовный мир художника, расширяло его кругозор. Часто непосредственно наблюдаемые им события служили творческим импульсом, рождавшим музыкальные образы, совершенно новые по выразительности и реалистичности. Так, например, виденные им военные сражения помогли создать тот особый «возбужденный, взволнованный стиль, которым Монтеверди пользовался в драматических батальных сценах своих опер.
Около четверти века прожил Монтеверди в Мантуе. На склоне лет он оставил герцогскую службу и переехал в Венецию, которую не покидал уже до конца жизни. Там Монтеверди — капельмейстер собора св. Марка — руководит капеллой певцов и инструменталистов, сочиняет духовную музыку.
В 1630 году оп принял духовный сан, однако и в этой новой роли продолжал культивировать светскую музыку. При жизни Монтеверди в Венеции там открылся первый публичный оперный театр, и семидесятилетний композитор ставил в нем свои оперы.
Многосторонняя творческая деятельность принесла Монтеверди широкую известность. Окруженный всеобщим почитанием, композитор скончался в Венеции 29 ноября 1643 года в возрасте семидесяти шести лет.
 
Первые оперы Монтеверди появились в Мантуе: «Орфей» в 1607 году, «Ариадна» в 1608 году. Композитор многое воспринял от флорентийцев. Творческая близость с деятелями камераты укреплялась к тому же и личной дружбой. Тем не менее искусство Монтеверди совершенно индивидуально и во многом противостоит искусству Пери, и Каччини, в отличие от композиторов флорентийской школы, Монтеверди — опытнейший мастер вокальной полифонии — не отрицал живых эмоциональных качеств полифонической музыки.
До создания своей первой оперы Монтеверди был известным автором многочисленных мадригалов — излюбленной в конце ХУI и начале ХУII века формы светской вокальной полифонической музыки. На протяжении всей последующей творческой жизни Монтеверди не переставал сочинять многоголосные произведения. Знаменитый «Плач Ариадны» из оперы «Ариадна» он создал отдельно в виде пятиголосного мадригала.
 
Не отбрасывая, как это делали флорентийцы, богатейший опыт предшествующего времени, Монтеверди пришел к новой трактовке оперы, далекой от умозрительности и статичности оперной концепции камераты. "Величайший новатор, Монтеверди оказался первым подлинным создателем музыкальной драмы.
 
Из многочисленных оперных творений композитора до нас дошло немногое. От раннего мантуанского периода целиком сохранился лишь «Орфей»; «Ариадну» мы знаем по одному отрывку — «Плачу Ариадны». Среди произведений венецианского периода уцелели две поздние оперы: «Возвращение Улисса» (1641) и «Коронация Поппеи» (1642). Знаменитое сочинение Монтеверди «Поединок Танкреда и Клоринды» на сюжет из «Освобожденного Иерусалима» Торквато Тассо, помещенное в сборнике его мадригалов, было издано автором в 1638 году.
 

Принципы оперной драматургии.

Несколько десятков лет отделяет раннюю оперу «Орфей» от поздней — «Коронации Поппеи». О размахе гениального новаторства Монтеверди свидетельствуют самые ранние его творческие проявления. Так же, как и флорентийцы, Монтеверди считал, что слово, поэтическая речь должны определять характер мелодии, движение мелодической линии.
«Устраните слово, и как тело без души, так музыка утратит наиболее важную, наиболее существенную свою принадлежность»
К. Монтеверди
Но если композиторов флорентийской школы это положение привело к монотонному речитативному стилю, то для Монтеверди оно же сделалось источником мелодического разнообразия. Мелодии Монтеверди не слепо следуют за каждым произносимым словом, а раскрывают внутреннее содержание текста, драматический смысл поэтического образа.
Один из первых образцов нового выразительного стиля Монтеверди — диалог Орфея и Вестницы, сообщающей ему о смерти Эвридики.
В ранних операх Монтеверди состав оркестра достигал свыше сорока инструментов, что по тому времени было явлением исключительным. Но в дальнейшем Монтеверди сокращает и упрощает свой оркестр, отказывается от старинных инструментов, вводит вместо виол скрипки. Соединение струнной группы с клавесином (чембало) становится основой новой оркестровки.
Сжимая оркестр количественно, он изобретает новые средства, позволяющие усилить выразительность и точность обрисовки драматического образа. Например, желание изобразить звуками картину битвы в «Поединке Танкреда и Клоринды», возбужденное состояние, удары мечей наталкивает Монтеверди на применение приемов tremolo, pizzicato. Многочисленные инструментальные эпизоды — увертюры, симфонии, ритурнели — насыщают его оперы: они должны по ходу действия подчеркнуть значительность того или иного момента драмы.
С не меньшей оригинальностью проявил себя Монтеверди в области оперного сольного пения. Повышенная экспрессия, открытая эмоциональность — новое, что внес Монтеверди в вокальную музыку. Монтеверди стремился к психологической убедительности и умел ее добиваться. Современников поражала дерзость его исканий, смелость ритмических и гармонических оборотов и последований. В знаменитом «Плаче Ариадны» поколения музыкантов видели образец новой манеры драматического пения, в котором глубина дыхания и пластика мелодического рисунка органично сочетаются с выразительностью драматической декламации.

Интересные факты:

  • Созданный Монтеверди тип оперной арии lamento (жалоба, плач) быстро проник в оперы, оратории и удерживался на протяжении всего 17 века; в измененном виде lamento можно встретить у Баха, Генделя и даже Глюка.
  • Монтеверди принадлежит право первенства в создании различных форм оперного сольного пения. Ромен Роллан утверждает, что в «Коронации Поппеи» намечены все формы оперных арий: декламационная, варьированная, двухчастная, ария da capo, народная песня. В поздних произведениях Монтеверди, и в частности в «Коронации Поппеи», сложились основные принципы оперной драматургии, которым затем следовало большинство итальянских композиторов во главе с Алессандро Скарлатти.
  • Контрастность драматургии, сила и правдивость характеров дают повод для сравнения композитора с его великим современником — Шекспиром. «Шекспировский реализм» Монтеверди вел его к открытиям и находкам, необычайно обогатившим красочно-выразительный язык музыки. Прежде всего это коснулось оркестра, его состава, отводимого ему места. И хотя «шекспировский реализм» Монтеверди — явление индивидуальное — был вытеснен другими тенденциями, проявившимися в итальянской опере, многие традиции итальянского оперного искусства восходят к творчеству великого Монтеверди.
  • Несмотря на то, что он пользовался большим профессиональным успехом, ему были знакомы трудности своего времени. Его любимая жена Клаудия скоропостижно скончалась после премьеры "Орфея", а его сын Массимилиано был ненадолго заключен в тюрьму инквизицией за чтение запрещенных книг.
  • Монтеверди увлекался алхимией, а также был рукоположенным священником, приняв священный сан сразу после того, как вспышка чумы отправила более 50 000 венецианцев в ранние могилы в 1630 году.
Все оперы Монтеверди:
  • Орфей (L’Orfeo, 1607)
  • Возвращение Улисса на родину (Il ritorno d’Ulisse in patria, 1640)
  • Коронация Поппеи (L’Incoronazione di Poppea, 1642)
  • Ариадна (1608; утрачена, либретто сохранилось)
  • Андромеда (утрачена)
  • Мнимая безумная Ликори (утрачена)
  • Похищение Прозерпины (утрачена)
  • Свадьба Энея и Лавинии (утрачена)
 

© Оперный гид