Доницетти Гаэтано (Gaetano Maria Donizetti)

Гаэтано ДоницеттиЭто история человека, который за свою творческую жизнь смог на удивление плавно пройти все стадии развития от «бледной тени» своего соотечественника Россини до известного покорителя мировых оперных сцен. Его произведения не только восхищали современников, занимая на весь сезон подмостки крупнейших театров, но и предвосхищали будущее мировой оперы. А начиналось все со скромной «Благотворительной музыкальной школы», из которой мальчик едва не был отчислен за слабый и невыразительный голос…
 
«Per aspera ad astra»
Доменико Гаэтано Мария Доницетти появился на свет 29 ноября 1797 года в Ломбардии, Бергамо. Семья была очень небогата (отец – сторож, мать – ткачиха), и только удачное стечение обстоятельств позволило мальчику успешно пройти обучение в музыкальной школе Симона Майра, после чего он, как лучший ученик, поступил в Болонский музыкальный лицей у Станислао Маттеи.
Свою карьеру в качестве композитора Доницетти начал в 1818 году. Активно приступив к творческому процессу, он сразу «взял быка за рога»: что ни год – то новое произведение выходит на подмостки оперных сцен. Неудивительно, что уже к 1824 году о молодом композиторе заговорили. Наследник Россини, соперник Беллини, будущее итальянской оперы! Каких только эпитетов он не был удостоен! Впрочем, внимание толпы не мешало молодому человеку сосредоточиться на своих жизненных целях. В 1828 году он успешно женился, а с 1831 года к музыканту приходит поистине мировая слава. Он даже получает профессорскую (а потом и директорскую) должность в консерватории Неаполя (1834-1839 гг.).
В 1835 году умирает основной соперник Доницетти – Винченцо Беллини. Написав по заказу Реквием на его смерть, композитор, казалось бы, получает возможность расслабиться – весь музыкальный мир Италии теперь у его ног. Но, увы, за величайший талант жизнь стребовала высокую цену. После его феерического успеха одно за другим приходят печальные новости. Сперва неудачные роды жены, после которых пара теряет возможность иметь детей. Потом смерть отца и матери, а напоследок и смерть супруги, которая так и не оправилась после смерти ребенка. Казалось бы, такой каскад несчастий должен сломать тонко чувствующую личность Доницетти, но внутренняя сила натуры не позволила ему пасть – чувство ответственности перед окружающими людьми заставляет композитора работать еще усерднее.
Оправившись, за каких-то 10 лет он смог создать еще, как минимум, 4 мировых шедевра и получить значимый пост придворного композитора в Вене (1842 г.). Но в это же время в голове предупредительно прозвонил колокольчик – пора… Начавшиеся приступы головной боли привели за собой психологическое заболевание и вскоре (1844 г.) Доницетти вынужден был отойти от музыкальной деятельности. А 8 апреля 1848 года его не стало.
 
След в музыке
За 50 лет жизни Доницетти создал 74 оперы! Это необыкновенная продуктивность для композитора. Но при столь масштабном объеме работ, качество его произведений было столь же впечатляющим.
Он с легкостью овладевал национальными музыкальными особенностями самых различных стран и воплощал их в своем творчестве. Итальянская, французская и даже русская традиции занимают в списке его творений свое значимое место. К примеру, композитор часто обращается к истории Великобритании, что выразилось в появлении таких мировых шедевров, как оперы «Анна Болейн», «Мария Стюарт». Умение тонко прочувствовать национальный характер народа, правильно оценить трагедию отдельного его представителя сделали этого человека покорителем множества сердец преданной публики.
 
Как автор, Доницетти очень скрупулезно подходил к выбору тематики своих произведений. Стараясь следовать за образованным обществом, он использовал в своей работе творчество В. Гюго, А. Дюма, В. Скотта, Дж. Байрона.
Это обеспечило многообразие психологических жанров его произведений. Есть и социальные драмы, среди которых наиболее ярко показала себя «Линда ди Шамуни» - одна из поздних работ венецианского композитора (1842 г.). Есть и героико-исторические произведения («Осада Кале», «Торквато Тассо», уже упомянутая «Мария Стюарт»), и глубокие лирико-драматические оперы («Лючия ди Ламмермур», «Фаворитка»), и даже трагедии («Лукреция Борджиа»). Но наиболее весомый вклад Доницетти сделал за счет жанра buffa. Его комические оперы («Дон Паскуале», «Дочь полка»), фарсы («Сумасшедшие по заказу») стали отражением его искрометного итальянского характера.
Необыкновенный мелодический дар этого воспитанника романтической оперной школы Италии, глубокая поэтика и изощренная театральность, превратили его произведения в вечный памятник итальянскому гению. Его трагические произведения до сих пор ставятся на оперной сцене, а неповторимая буффонада Доницетти – лучшее, что смогла предложить миру итальянская опера.

Интересные факты:

  • Гаэтано был не единственным композитором в семье. Его старший брат – Джузеппе также известен как музыкант и композитор, но… Османской Империи.
  • Расцвет творчества Доницетти связан с Неаполем. В это время он находит в себе силы создавать до 5-ти опер в год, не считая многочисленных псалмов, кантат, симфоний и ораторий.
  • Композитор был известен своей скоростью работы. Его знаменитая комическая опера «Дон Паскуале», ставшая образцом буффонады в музыке, была написана всего за 8 дней, а опера «Ночной звонок» - за 9.
  • Доницетти известен умением писать не только музыку, но и либретто. Некоторые исследователи творчества отмечают определений талант композитора в стихосложении.

Наряду с Россини и Беллини, Гаэтано Доницетти можно назвать открывателем века бельканто. Сегодня, когда 21 столетии появился очередной интерес к этому музыкальному разделу, имя Доницетти, некогда скрытое творчеством его ярких последователей, сможет засиять с новой силой поистине итальянского оптимизма, свойственного этому яркому человеку еще при жизни.

© Оперный гид