Беллини - композитор, который писал полную жизни музыку.
Итальянский композитор Винченцо Беллини (Vincenzo Bellini)больше всего известен в качестве мастера бельканто. Если перевести этот термин, то получится «прекрасное пение». Его самобытные, невероятно лиричные музыкальные композиции воздействовали и воздействуют в наше время на широчайший круг слушателей. В музыке Беллини отсутствует всестороннее мастерство. Но, несмотря на это, ее искренне любили такие мастера, как М. Глинка и П. Чайковский, а Ф. Лист и Ф. Шопен даже создали несколько произведений на темы из опер этого композитора. Славу Беллини не смог затмить даже гениальный Дж. Россини. Кстати, на обороте золотой медали, которая была выпущена еще при жизни композитора и в его честь, краткая надпись гласит «Творец итальянских мелодий». Кроме того, Беллини - кавалер ордена Почетного легиона Франции. Его всегда вручали лишь тем людям, которые на самом деле добивались успеха в своем деле. Это высший знак отличия, почета, невероятных заслуг перед страной.
О биографии мастера
Винченцо Беллини родился в Катании, на острове Сицилия ноября 1801 года. Он увидел свет в семье потомственных музыкантов. Его отец, Розарио, преподавал музыку и играл на органе. О его детстве мы знаем не так много. В частности, что первые уроки музыки он получил от своего деда, а свое первое произведение он написал, когда ему было лишь 6 лет.
Еще в юности Винченцо захотел пойти по стопам своего отца, и начал учиться в неаполитанской консерватории. Как впоследствии станет ясно, он его в результате во многом превзошел. Подобно другим великим людям, у него еще с юности был очень сильный музыкальный талант. Это дало ему возможность стать одним из стипендиатов консерватории. Беллини учился у известного на тот момент композитора Н. Цингарелли. Поэтому он очень скоро начал писать свой путь в искусстве. Его деятельность как композитора была не особо долгой и длилась лишь 10 лет (1825 - 1835), но она все равно заслужила быть особой страницей в итальянской музыке.
Свою первую оперу он представил достаточно рано, еще в 1825 году. Она называется "Адельсон и Сальвини". Уже тогда, с этого музыкального произведения, проявилось яркое лирическое дарование молодого композитора. Опера прошла успешно, лучшие театры Италии обратили на Беллини внимание, и стали буквально засыпать его заказами. Ежегодно Беллини выпускал по опере, а всего их у него было 11. Самое яркое его произведение - опера «Норма». Она фактически сделала ему имя. Его знаменитые современники, в частности, Г. Берлиоз, очень тепло отзывались об его творчестве. Эта опера была создана в годы национально - освободительного движения. В сознании слушателей она перекликалась с идеей об освобождении нации. Хоры воинов и жрецов вызывали в них невероятные чувства.
Другой известный композитор, Р. Вагнер, говорил про оперу «Норма», что она произвела на него сильнейшее впечатление и стала толчком к написанию его собственных произведений.
Многие считают пиком творчества Беллини оперу «Сомнамбула». Впервые она была поставлена на сцене в 1831 году. По своему жанру это мелодрама в двух актах. Главная героиня - девушка Амина, которая часть оперы является сомнамбулой, т.е. ходит и разговаривает во сне.
В 1833 году Беллини переехал в Париж. Там он написал свою последнюю оперу, «Пуритане». Литературной основой либретто оперы является сюжет произведения В. Скотта. Она была написано под влиянием «Вильгельма Телля» Россини в стиле «большой оперы». Кстати, это было не единственное его произведение, имеющее сильную литературную основу. Например, в 1830 году он написал и поставил оперу «Капулетти и Монтекки» по известнейшей пьесе Шекспира о Ромео и Джульетте.
Оперы Беллини отличаются от произведений других композиторов благодаря своему особому очарованию. При этом, они пробуждают в итальянцах патриотические чувства. Современники Беллини, особенно Ф. Шопен, которые находились тогда в Париже, предсказывали ему великое будущее. К сожалению, у судьбы были другие планы. В 1835 году композитор ушел из жизни по причине заболевания перитонитом. Это случилось 24 сентября. Он был похоронен в Париже, но позже его прах переместили на Сицилию.
О жизни после физической смерти
Сохранилось несколько портретов Беллини, но, что интересно, нельзя с точностью сказать, что на них изображен именно он. Можно лишь предполагать, что автор этих искренних, мечтательных мелодий выглядел именно так.
Беллини так же, как и многие его талантливые современники, работал очень быстро и легко. Возможно, причина была в его особенном методе работы. Он рассказывал о нем в одном из своих писем. Композитор вчитывался в либретто, пытался понять психологические мотивы его персонажей. Затем шло актерское перевоплощение в характер персонажей, происходил поиск речевого и музыкального воплощения чувств и эмоций, которые он испытывал. Беллини очень повезло, что ему в свое время удалось найти постоянного автора либретто. Им был поэт Ф. Романи. Вместе с ним они создали максимально естественные воплощения человеческих интонаций. Его вокальные партии очень естественны, их действительно удобно петь. В них нет излишних украшений, т.к. композитор видел смысл вокальной музыки вовсе не в них, а в передаче настоящих человеческих эмоций.
Винченцо Беллини никогда не придавал особого значения симфоническому развитию, оркестровому колориту. При этом, ему удалось поднять итальянскую оперу на новый уровень, во многом предвосхитив творения Дж. Верди.
В фойе театра Ла Скала в Милане стоит мраморная статуя композитора. В Катании, на его родине, оперный театр носит его имя. Но главный его памятник - его музыка. Эти полные жизни мелодии, которые до сих пор не сходят со сцен оперных театров всего мира.