1872 - Каменный гость

А. Даргомыжский "Каменный гость".

Опера Даргомыжского "Каменный гость"Каменный гость - опера в трех действиях А. Даргомыжского на текст одноименной трагедии А.С. Пушкина. Премьера состоялась 16 февраля 1872г. В Мариинском театре, г. Санкт-Петербург.
В опере Каменный гость автор намеренно отказался от применения классических оперных форм и сделал акцент на душевный мир героев и их характеры. А. Даргомыжский положил на музыку текст автора практически без изменений, за исключенийм пары строф и вставок двух песен Лауры. Зимой 1868 года Даргомыжский сильно заболел и засел дома, вынудив своих соратников по "балакиревскому кружку" собираться у него на дому. Тогда же он горячо увлекся необычной творческой задачей — сочинить оперу на текст трагедии Пушкина «Каменный гость», не меняя ни слова в пушкинском тексте и поэтому избегая традиционных оперных форм (арий, ансамблей, хоров), в которых неминуемы повторы слов и другие
условности. Получилась чистая «музыкальная речь» — опера состояла из одних речитативов! Эта сложная и необычная задача требовала от композитора исключительной точности, яркости интонационных характеристик каждого действующего лица, большой слуховой наблюдательности и композиторского мастерства — чтобы избежать монотонности и
постоянно «держать» внимание слушателя.
Но задача была и благодарной: найти новые, нетрадиционные оперные формы, приблизить музыку к реальной жизни—эти святые для передовых музыкантов цели воодушевляли друзей Даргомыжского не меньше, чем самого автора. Особенно горячо интересовался этой работой Мусоргский. Поиск музыкальной правды был и его задачей; и несмотря на то, что Даргомыжский никогда не давал Мусоргскому уроков композиции, именно его Модест Петрович считал своим «великим учителем музыкальной правды».
Даргомыжский работал с такой молодой и страстной увлеченностью, что уже к апрелю 1868 года завершил две картины «Каменного гостя». Друзья решили исполнить их своими силами. Партии Дона Карлоса и Лепорелло были поручены Мусоргскому: мастерство и артистизм его исполнения (особенно в комических ролях) были всем известны. Партию Дон-Жуана исполнял сам Даргомыжский. Донну Анну и Лауру пела любимая ученица Даргомыжского Александра Николаевна Пургольд.
Действие первое. Главный персонаж оперы, повеса и любитель женщин Дон Жуан вынужден был покинуть Испанию из-за злосчастной дуэли, на которой убил своего соперника Командора. Тайно возвращаясь на родину со своим слугой Лепорелло, Дон Жуан случайно слышит, что жена убитого им Командора Донна Анна каждый день посещает могилу своего мужа и отличается особенной добродетелью. И этот факт побуждает известного любителя женщин искать встречи поближе с прекрасной вдовой. Известная актриса Лаура дает званый прием, она окружена многочисленными поклонниками, но сердце её уже занято неисправимым авантюристом Доном Жуаном. После того, как гости разошлись, остается лишь один Дон Карлос, который отдаленно напоминает Лауре её возлюбленного. И в этот момент входит Дон Жуан, между соперниками разгорается дуэль и соперник ветренного обожателя женщин опять оказывается убит к радости его возлюбленной Лауры.
Действие второе. Дон Жуан пробирается на кладбище чтобы познакомиться с кроткой вдовой Анной. Та поначалу отвергает ухаживания назойливого кавалера, но Дон Жуан пошел на хитрость — он переоделся в монашеское одеяние и представился как «жертва страсти безнадежной». Сердце Анны начинает оттаивать и она благосклоно приглашает своего поклонника на ужин. Дон Жуан, воодушевленный предстоящим свиданием отправляет Лепорелло на кладбище, чтобы тот в шутку пришласил на пресловутое свидание и статую убитого Командора. К ужасу несчастного слуги голова статуи поворачивается и кивает в знак согласия после приглашения. Сам Дон Жуан тоже шокирован увиденным.
Действие третье. Свидание в доме благочестивой Анны. Дон Жуан настолько осмелел, что открыл вдове свое настоящее имя, и это не смутило Анну — она уже покорилась страсти, которая охватила её полностью. И вдруг, влюбленные слышат стук в дверь — входит статуя Командора - «Я на зов явился». Неустрашимый дамский угодник пытается шутить - «Я ждал тебя и рад, что вижу». Но тут каменные руки хватают его и они вместе проваливаются сквозь землю прямо в преисподнюю!
 
 
История создания Композитор начал создание своей последней оперы уже будучи смертельно больным, однако эти годы в его жизни можно назвать одними из самых счастливых и плодотворных. Каждая новая часть произведения показывалась на собрании «могучей кучки» и была принята другими композиторами с восхищением, и это очень вдохновляло Даргомыжского. К сожалению, завершить оперу пришлось Ц.Кюи, а инструментировал Каменного гостя Н. Римский-Корсаков, лучшие друзья композитора закончили его самое главное произведение в соответствии с завещанием.
Премьера оперы вызвала разнообразные и не однозначные оценки критиков. Практически все члены «могучей кучки» горячо поддерживали оперу, однако критики находили речитативно-декламационное начало Каменного гостя весьма спорным. Стоит отметить, что среди критиков выступал также и Иван Тургенев. Оперу «Каменный гость» можно назвать безусловно гениальным произведением, но оно остается камерным и экспериментальным опусом, не расчитанным на массовое обожание. Тем не менее этот стиль получил свое продолжение и у других авторов, например в произведениях «Моцарт и Сальери» Римского-Корсакова или «Скупой рыцарь» Рахманинова.
 
Интересные факты:
  • Опера «Каменный гость» стала одним из «основополагающих камней», заложенных в развитии русского музыкального искусства. Без нее невозможно не только изучение русской музыки, но и общей русской культуры.
  • Самая яркая постановка оперы была осуществлена в Мариинском театре в 1917г В. Мейерхольдом (в роли Дон-Жуана И. Алчевский)
  • В 1967г. Опера была экранизирована режиссером В. Гориккером. В роли Дон-Жуана выступил В. Атлантов

© Оперный гид