Стиффелио (Stiffelio) Джузеппе Верди.
Перед нами уникальная лирическая драма Стиффелио (Stiffelio), написанная на либретто Франческо Мария Пьяве. В основу оперы положена, увидевшая свет в 1849 году пьеса Эжена Буржуа и Эмиля Сувестра под названием «Священник, или евангелие и сердце».
Действие разворачивается в XIX веке на территории Австрии. Главным героем является протестантский священник Стиффелио, который скрывается от неминуемой смерти под именем Родольфо Мюллер. Его прибежищем становится дом графа Штанкара. Сам граф является известным проповедником. Стиффелио женится на его дочери Лине, но он вновь вынужден скитаться. В момент его отсутствия его жену Лину, соблазняет известный негодяй Рафаэло Леутольд. Затем Стиффелио возвращается и неожиданно становится участником нечаянного раскрытия прегрешения его глубоко и беззаветно любимой жены.
На сцене бушуют нешуточные страсти. При этом все на грани огромного эмоционального взрыва, но под невидимым контролем добра и понимания, терпения и всепрощения, как учит религия. Все заканчивается тем, что негодяй, соблазнивший прекрасную, но легковерную жену священника, умирает на дуэли. А Стиффелио все же прощает свою горячо любимую и искренне раскаявшуюся жену именно по навету Нового Завета. К слову, которого его постоянно призывает более опытный духовный собрат Йорг. Низменность чувств и разврат повергается раскаянием, прощением и истинной любовью.
Опера Дж.Верди «Стиффелио» написана в трех актах и впервые была поставлена в 1850 году Театро Гранде (Триест). Но не все так просто с постановкой этой уникальной оперы великого сочинителя. Первая же постановка потребовала множества изменений. С 1848 по 1849 год на территории Италии и Австрии произошла революция. Поэтому цензура стала более притязательно рассматривать каждое вновь созданное произведение. По ее мнению на территории Италии тех времен было совершенно невообразимо представить женатого священника. Так Верди еще до премьеры предложили превратить его священников в сектантов-проповедников. Кроме изменения статуса главных действующих лиц, пришлось изменить и некоторые их реплики.
Верди считал, что ни в одной сцене оперы (даже в последней), нет ни единого момента, способного оскорбить религию. Но цензура была неумолима. Опера «Стиффелио» так и не получила триумфального признания. Наверное, еще и поэтому через 7 лет после того, как опера вышла в свет и приобрела небольшой круг почитателей, Верди сам преобразил ее. Изменилось даже ее название, теперь это была опера «Арольдо». Однако желаемой славы и признания она так и не получила. Сам Верди любил свое детище в первозданном виде. Поэтому изменил его только для постановки, надеясь, что придут времена, когда оперу «Стиффелио» поставят в ее первозданном виде.
И эти времена пришли. В 70-х годах 20 века в консерваторской библиотеке Неаполя были найдены оригиналы этой оперы. Первая постановка изначальной (неисправленной) версии «Стиффелио» состоялась в 1968 году (26 декабря) в Театро Регио (Парма). Только сегодня первоначальная версия «Стиффелио» великого Джузеппе Верди оправдала его надежды и приобрела должную популярность. Сегодня как никогда эта постановка актуальна, а ее драматургия более чем убедительна. Так уникальное произведение приобрело свою популярность спустя века после его создания.