«Луиза Миллер» - лирическая драма трех действиях. Композитор – Джузеппе Верди.
Автор либретто Сальваторе Каммарано. Премьера оперы состоялась 8 декабря 1849 года в театре «Сан-Карло» (Неаполь).
Сюжет основывается на драме «Коварство и любовь» немецкого поэта Фридриха Шиллера. Сюжет держится на «трех китах» - это любовь, коварство и яд.
Часть первая начинается весной на деревенской площади у дома Миллера. Крестьяне поздравляют Луизу с днем рождения. Она благодарит пришедших людей за внимание, но интересуется только одним – где же ее любимый Карл? Отец девушки не доверяет ему, ведь в округе никто ничего о нем не слышал. Вскоре молодой человек приходит к Луизе и дарит цветы. Вместе они идут в церковь. К Миллеру подходит управляющий, Вурм. Отец обещал выдать дочь за него замуж. Но теперь он не желает идти наперекор Луизе и хочет, чтобы она сама сделала выбор. Вурм сообщает Миллеру, что на самом деле «Карл» - это Рудольф, сын графа Вальтера. Миллер в ярости: доподлинно известно, что молодой граф должен вскоре жениться на герцогине Федерике, давно влюбленной в него и, к тому же, обладающей огромным состоянием и близкой к королю. Отец сделает все необходимое, чтобы защитить честь дочери.
Тем временем в замке Вальтера Рудольф признается герцогине в своих чувствах к другой. Федерика не желает принять поражение. Теперь вместо любви в ее сердце лишь злоба и жажда мести.
В доме Миллера Луиза ждет Карла. Уловив подходящий момент, отец рассказывает дочери об истинном происхождении «Карла». Входит Рудольф. Он встает на колени перед Миллером и называет Луизу своей женой. Старик опасается гнева графа Вальтера, но Рудольф уверяет, что им ничего не грозит – он владеет тайной отца и тот не посмеет ему перечить.
Сюжет основывается на драме «Коварство и любовь» немецкого поэта Фридриха Шиллера. Сюжет держится на «трех китах» - это любовь, коварство и яд.
Часть первая начинается весной на деревенской площади у дома Миллера. Крестьяне поздравляют Луизу с днем рождения. Она благодарит пришедших людей за внимание, но интересуется только одним – где же ее любимый Карл? Отец девушки не доверяет ему, ведь в округе никто ничего о нем не слышал. Вскоре молодой человек приходит к Луизе и дарит цветы. Вместе они идут в церковь. К Миллеру подходит управляющий, Вурм. Отец обещал выдать дочь за него замуж. Но теперь он не желает идти наперекор Луизе и хочет, чтобы она сама сделала выбор. Вурм сообщает Миллеру, что на самом деле «Карл» - это Рудольф, сын графа Вальтера. Миллер в ярости: доподлинно известно, что молодой граф должен вскоре жениться на герцогине Федерике, давно влюбленной в него и, к тому же, обладающей огромным состоянием и близкой к королю. Отец сделает все необходимое, чтобы защитить честь дочери.
Тем временем в замке Вальтера Рудольф признается герцогине в своих чувствах к другой. Федерика не желает принять поражение. Теперь вместо любви в ее сердце лишь злоба и жажда мести.
В доме Миллера Луиза ждет Карла. Уловив подходящий момент, отец рассказывает дочери об истинном происхождении «Карла». Входит Рудольф. Он встает на колени перед Миллером и называет Луизу своей женой. Старик опасается гнева графа Вальтера, но Рудольф уверяет, что им ничего не грозит – он владеет тайной отца и тот не посмеет ему перечить.
В комнату врывается граф Вальтер – он зовет стражу арестовать Миллера и Луизу. Никакие слова и даже шпага в руках сына не останавливают графа. И только на одну угрозу Рудольфа отзывается Вальтер: если тот не оставит их в покое, то сын расскажет, какой ценой отец заполучил нынешний титул и состояние. Вальтер покидает дом Миллера, освободив Луизу, но посадив Миллера в тюрьму за оскорбление.
Вторая часть – коварство – затевается Вурмом. Он все подстраивает так, что Луиза, ценой своей любви и счастливой жизни спасает отца. Девушка под давлением управляющего пишет письмо возлюбленному, где сообщает, что любит другого. А Рудольф ей нужен был только из-за знатного происхождения, но теперь она решила бежать с Вурмом. Более того, злобный Вурм уговаривает Луизу пойти к герцогине и подтвердить лично написанное в письме. Девушка проклинает управляющего, но не видит другого выхода спасти отца. Вурм спешит в замок Вальтера сообщить графу, что интрига удалась, как и в прошлый раз. Тогда кузен графа (и владелец титула) собирался жениться. В этом случае все имущество и титул перешли бы к детям кузена. Вальтер и Вурм подстерегли кузена в лесу и убили его, подстроив все так, чтобы подозрение пало на разбойников. Однако сын Вальтера оказался случайным свидетелем убийства – он пытался спасти кузена, но тот, предчувствуя скорую смерть, назвал имена своих убийц.
Прочитав письмо Луизы, Рудольф не находит себе места. Отец оказался прав! Молодой человек становится безразличным ко всему в этой жизни и в апатии соглашается на брак с Федерикой.
Луиза рада видеть отца, но собирается покончить с собой – ведь без любимого ей жизнь не мила. Слышны звуки колоколов и органа – состоялась свадьба Рудольфа и Федерики. Миллер отговаривает дочь от греха, подруги утешают девушку. Но яд заключается в том, что ей, все же, придется умереть. В гневе Рудольф отравляет любимую ядом. Теряя силы, девушка рассказывает возлюбленному об интригах Вурма, но уже поздно. Она умирает. Появляются Вальтер и Вурм. Рудольф пронзает шпагой Вурма. Его участь - смерть. А кара графа Вальтера – видеть мертвого сына вместе с погибшей ни за что Луизой.
История создания
Идея о создании новой оперы пришла к Верди в 1849 году в Париже. На тот момент он стал любимцем европейской публики. «Битву при Леньяно» зрители встретили восторженными овациями. Однако композитор понимал, что эпоха революций заканчивается. Это означало, что ему нужна новая тема для творчества. Выбор падает на социальное неравенство. По рекомендации либреттиста Сальваторе Каммарано, Верди решается написать оперу по драме Фридриха Шиллера. В то же время, Каммарано отказался обличать драму в политическом ключе. Кроме того, в сюжет внесли множество правок. По колориту опера, конечно, уступает революционным произведениям Верди. Публика встретила оперу не так восторженно, но музыка и в этот раз запомнилась слушателям.
Опера «Луиза Миллер» стала «переходным мостом» от революционного творчества композитора к социальной тематике. Она явилась предзнаменованием великолепной «Травиаты», взбудоражившей умы целого поколения почитателей оперного искусства.
Опера «Луиза Миллер» стала «переходным мостом» от революционного творчества композитора к социальной тематике. Она явилась предзнаменованием великолепной «Травиаты», взбудоражившей умы целого поколения почитателей оперного искусства.
Занимательные факты:
- Луиза Миллер - третья по счету опера на сюжет произведений Фридриха Шиллера.
- Спустя много лет после премьеры оперы, известный композитор и либреттист Арриго Бойто написал другу об одной из арий: «Ах, если бы вы знали, какой отзвук, какой восторг пробуждает эта божественная кантилена в душе итальянца, особенно в душе того, кто пел ее в ранней юности!»
- Опера Луиза Миллер оказалась первой социальной драмой не только в творчестве Джузеппе Верди, но и в европейской музыке в целом.
- В 2013 году в честь двухсотлетия со дня рождения композитора запись оперы транслировали в хабаровском киноцентре «Hollywood». Российские ценители оперы посмотрели запись постановки пармского Театра «Реджио» с фестиваля Джузеппе Верди «Лики Мельпомены» (2012/13 оперный сезон).
- За всю историю существования, «Луиза Миллер» насчитывает около 100 постановок.