Опера Набукко (Nabucco) Дж. Верди
После провала оперы Король на час, вполне оправданного трагическими событиями в жизни Верди, композитор погрузился в депрессивное состояние и вообще решил больше не писать музыки. Однако, предприимчивый Мерелли демонстративно всунул ему в карман рукописное либретто Навуходоносора. Он не побоялся настоять на продолжении творчества гениального, но уже дважды потерпевшего крах автора. Помимо публичного освистания первых двух опер Верди переживал личную трагедию, но Мерелли был неумолим. И Верди практически насильно пришлось прочесть библейский сюжет о раскаяниях и переживаниях, непростом пути перелома мировоззрения и вероисповедания могущественного вавилонского царя. И эта история из «Книги книг», так поразила молодого сочинителя, что он буквально «на одном духу» с первой ноты до последней перестрадал и пережил эту историю в своей опере.
Верди, как он сам говорил «Сегодня — одна строфа, завтра — другая; здесь — одна нота, там — целая фраза...» начал писать. Затем, уже втянувшись, к осени 1841 года композитор уже благодаря непрерывной работе сумел окончить большую партитуру «Набукко».
Премьера оперы состоялась в 1942 году 9 марта в Ла Скала (Милан). И успех был ошеломляющим! Публика рукоплескала в финале, давно в театре не было слышно таких бурных и восторженных оваций. Верди поначалу даже было счел это за насмешку. За 1842г. опера была исполнена в Ла скала небывалое количество раз — 65, исключительное явление в истории театра. Первая постановка окончательной версии прошла через два года (сентябрь 1844) в Театро Сан-Джакомо на Корфу. Именно «Набукко» открыла нескончаемый шлейф триумфа Джузеппе Верди. С нее и до конца своих дней все произведения этого гениального сочинителя имели не сменный успех на подмостках всего мира.
Опера Набукко (Nabucco) не просто самое грандиозное произведение 28-летнего Джузеппе Верди. Это бесценное сокровище классической оперы. А также уникальное воплощение одной из самых значимых вех истории христианского вероисповедания. В опере ярко и исторически точно описывается грандиозный религиозный конфликт между двумя народами. Причем конфликт не просто политический, он кровавый и обладает рядом переломных моментов, когда меняется не только мир вокруг его участников, но их собственное мировоззрение на все что их окружает. И на их собственное место во всем происходящем. Добавим целый шквал не просто талантливой, но гениальной музыки и уникальных партий каждого актера в частности и всего действия в целом.
Сюжет
Опера состоит из 4 действий в основе лежит библейская история. В сюжет заложен конфликт дочерей известной царской семьи, носившей имя Набукко (сокращенное от Навуходоносора II). Конфликт построен на споре за власть законной дочери Фенены и незаконнорожденной Абигаель. Хотя это несколько утрированная версия. Все происходит в VI веке до н.э., когда Иерусалим был осажден вавилонскими воинами Навуходоносора II. Хотя вавилоняне сильны, но не все так просто. Иудеи решают стоять до последнего и захватывают в заложницы законную дочь Навуходоносора Фенену. Но племянник правителя Иерусалима Исмаель не только любит Фенену, но и любим ею. Он освобождает ее из плена и возвращает отцу. Абигаель, незаконнорожденная дочь Навуходоносора, и младшая сестра Фенены, тоже любит Исмаеля, но, видя взаимную любовь сестры, ненавидит их обоих и начинает мстить. А Исмаеля народ Иерусалима проклинает как предателя и за любовь, и за освобождение Фенены.
Абигаель в своем безграничном стремлении к власти входит в сговор с верховным жрецом храма Ваала. После входа вавилонского войска в Иерусалим она заточает Фенену и Исмаеля вместе с пленниками. Набукко празднует победу, но внезапный всплеск молнии лишает его рассудка. Абигаель заточает и отца, и провозглашает себя правительницей. Набукко в заточении просит бога свершить чудо, и оно происходит. К нему вновь возвращается рассудок и в момент жертвоприношения Фенены богам, он собственноручно убивает Абигаель. После освобождения Фенены Навуходоносор II освобождает всех пленных евреев.
В сценарной драматургии оперы есть недостатки, например, неоправданно перерождение царя, роль героев — борцов за свободу довольна пассивна и не прописана ярко. Тем не менее гениальная музыка, полная страстного драматизма и могучей энергии, героики хоровых сцен выводит оперу на совершенно новый уровень восприятия.
Интересные факты:
Абигаель в своем безграничном стремлении к власти входит в сговор с верховным жрецом храма Ваала. После входа вавилонского войска в Иерусалим она заточает Фенену и Исмаеля вместе с пленниками. Набукко празднует победу, но внезапный всплеск молнии лишает его рассудка. Абигаель заточает и отца, и провозглашает себя правительницей. Набукко в заточении просит бога свершить чудо, и оно происходит. К нему вновь возвращается рассудок и в момент жертвоприношения Фенены богам, он собственноручно убивает Абигаель. После освобождения Фенены Навуходоносор II освобождает всех пленных евреев.
В сценарной драматургии оперы есть недостатки, например, неоправданно перерождение царя, роль героев — борцов за свободу довольна пассивна и не прописана ярко. Тем не менее гениальная музыка, полная страстного драматизма и могучей энергии, героики хоровых сцен выводит оперу на совершенно новый уровень восприятия.
Интересные факты:
- С «Набукко» связано множество легенд. К примеру: вера в то, что при первом же исполнении Va, pensiero слушатели потребовали повторное исполнение «на бис», что в те времена было строжайше запрещено. Позднее именно эта партия стала гимном Рисорджименто. Но в тот исторический вечер актеры повторили не его, а хор Immenso Jehova.
- Восторг публики был на столько безграничен и грандиозен, что даже известные и почитаемые во всем мире критики не смогли его поумерить. К примеру, мнение немецкого композитора Отто Николаи, который охарактеризовал оперу как «ничего кроме брани, яркости, убийства и кровопролития», осталось в значительном меньшинстве. И не только не навредило, а скорее возвысило самобытность и неподражаемость этой оперы.
- Сегодня опера Набукко стала не просто классикой, но и часто интерпретируемым произведением. Так Новая Опера перенесла действо из Иерусалима VI в до н.э. в середину XX века. Во времена гонений и репрессий еврейского народа по всей Европе. И это только одна из самых известных интерпретаций, а удачных среди иных было множество. В этом и заключается нетленность классических произведений.
- Удачная постановка Навуходоносора изменила и самого Верди, он стал бывать на публике, посещать светские мероприятия и буквально «вернулся к жизни»