1843 - Ломбардцы в первом крестовом походе (I Lombardi)

ЛомбардцыЛомбардцы в крестовом походе (итал. I Lombardi alla prima crociata) — опера в четырех действиях, написана Дж. Верди на либретто Темистокле Солера. Основой для либретто послужила поэма Томассо Гросси «Джизельда». Вслед за Набукко, Ломбардцы продолжает героическую тему в творчестве Верди. Сложная, запутанная и малоправдоподобная интрига здесь является лишь предлогом для создания патриотической музыкальной драмы. На первый план в опере выходит тема крестовых походов, и даже романтическая история любви Джизельды и Оронте здесь является лишь примером соединения душ независимо от расы и веры. "Ломбардцы" - героическая опера больших масс. В первую очередь в ней покоряют хоры крестоносцев и мощная картина победы, венчающая произедение.
 
История создания
Опера была заказана композитору после оглушительного успеха «Навуходоносора» его импрессарио Мерелли в 1842 году. Верди был на вершине славы и, окрыленный успехом, создал свое новое гениальное эпическое произведение меньше, чем за год. Оперу пытались подвергнуть цензуре из-за религиозного аспекта, но композитор твердо стоял на своей позиции и большую часть музыки и сюжета удалось остоять. Тем не менее шумиха вокруг оперы сильно подогрела ожидания публики, которая начала собираться на премьеру уже за несколько часов до начала спектакля.
Краткое содержание
Действие оперы происходит в 1097-1097 годах в Милане и Антиохии — местности неподалеку от Иерусалима.
 
1 действие. Месть.
Когда-то два брата Пагано и Арвино любили одну и ту же девушку Виклинду. Но красавица предпочла Арвино, и от их брака родилась дочь Джизельда. Пагано же, затаивший злобу на брата, делает вид, что готов идти на примирение. В центре города, в церкви Сан-Амброджио собирается толпа на праздник в связи с объявлением похода на Святые земли. Виклинда и её уже взрослая дочь собираются засвидетельствовать примирение братьев. Однако, Пагано, только вернувшийся из изгнания вновь замышляет с неким Пирро и его воинами украсть Виклинду.
Арвино просит своего брата навестить их отца, лорда Фолько. Джизельда с матерью чувствуют недоброе и не верят раскаянию Пагано. Мстительный брат с помощью воинов Пирро ночью нападает на дворец отца, он пытается утащить с собой Виклинду и убивает, как ему кажется, Арвино — своего брата и соперника. Но тут появляется Арвино и Пагано с ужасом понимает, что окропил меч кровью своего отца. Толпа требует правосудия для убийцы и пагано вновь отправлятся в изгнание. Джизельда с матерью отправляются в паломничество на Святые земли в честь того, что Арвино остался жив. 
Действие 2. Человек из пещеры.
Аччиано, правитель Антиохии и другие правители святых земель, послы и воины молят Аллаха о победе над крестоносцами. Жена Аччиано София, тайно исповедует христианство, а его сын Оронте влюблен в прекрасную Джизельду, которая содержится во дворце в качестве пленницы. Оронте признается матери в своей любви, и София решает, что любовь — это тот луч света, который поведет сердце её сына к христианству.
В мрачной пещере на склоне горы встречаются двое — это Пирро, который теперь является начальником стражи Аччиано и отшельник. Пирро просит монаха отпустить ему грехи, а отшельник обещает ему прощение, если тот тайно откроет ворота города и поможет крестоносцам. Отшельник, а это никто иной, как Пагано, встречает крестоносцев во главе с Арвино и собирается им помочь завоевать Антиохию и освободить Джизельду с мечом в руках.
Тем временем в гареме Аччиано несчастная Джизельда воздает молитвы своей погибшей матери под насмешками и издевательствами других рабынь. Тут вбегает София с криками, что её муж и сын убиты, она называет имя убийцы — это Арвино. В ужасе Джизельда отшатывается от своего отца и утверждает, что этот крестовый поход не был освящен божьей волей. Пагано и София с трудом останавливают Арвино от убийства дочери — она сошла с ума от горя.
Ломбардцы в крестовом походеДействие 3. Обращение в новую веру.
Лагерь крестоносцев в долине Иосафата, хор воспевает красоту земли иерусалимской, Джизельда гуляет неподалеку. Вдруг появляется Оронте, который оказывается не был убит, а всего лишь ранен. Возлюбленные решают бежать вместе.
Арвино, узнав о поступке дочери, впадает в ярость и приказывает отшельнику с воинами догнать и убить влюбленных.
Неподалеку от Иордана, в гроте Джизельда оплакивает умирающего на её руках Оронте — почему так печальна судьба и бог жесток, отнимая у неё последнее. Тут появляется отшельник и говорит, что их греховная любовь будет очищена, если Оронте примет перед смертью христианство. Юноша умирает на руках у возлюбленной, обещая ожидать её на небесах после смерти.
Действие 4. Святая могила.
Джизельда грезит в пещере близ Иерусалима, ей видится Оронте, который предрекает скорую победу крестоносцев. Она просыпается и поет о своих видениях. В это время ломбардцы находятся на грани отчаяния, они погибают в аравийской пустыне. Но Джизельда, рассказывая им о своих видениях, вновь пробуждает веру в себя и победу. Теперь крестоносцы знаю, что Иерусалим будет освобожден!
Арвино и Джизельда встречают Пагано, умирающего от ран. Он раскрывает им тайну своего имени и просит прощения у брата за убийство отца. Арвино обнимает его и дарует прощение, крестоносцы возносят всеобщую хвалу небу.
 
Интересные факты
  • Первая опера Верди, поставленная в США 3 марта 1847г.
  • Верди посвятил оперу Ломбардцы Марии-Луизе Австрийской, которая умерла буквально через пару недель после премьеры.
  • Своим успехом опера в немалой степени обязана великолепным хорам, которые отличались настолько яркой эмоциональностью, что вызывали у публики настоящий ажиотаж.
  • Для постановки во Франции опера была существенно переработана автором, на французском языке она шла под названием «Иерусалим».
  • Под впечатлением от оперы поэт Дж. Джусти создал стихотворение "Церковь Сант-Амброджо", где противопоставлял хор итальянских крестоносцев немецкой песне, которую запевают австрийские солдаты.
  • В России опера была впервые исполнена итальянской труппой в 1845г. и имела большой успех, хотя некоторые критики нашли её чрезмерно драматичной и мало мелодичной.

 

 

© Оперный гид