1840 – Король на час (Мнимый Станислав)

Король на час опера ВердиОпера Верди «Король на час» Un Giorno di Regno (Il finto Stanislao) написана по либретто Ф. Романи и впервые была поставлена на сцене знаменитого миланского театра Ла Скала 5 сентября 1840г. Это вторая опера знаменитого итальянского композитора, тогда еще молодого маэстро.
 
История создания
Заказ на эту оперу был получен Верди после успеха «Оберто». Известный импрессарио Мерелли, который симпатизировал композитору, попросил написать оперу именно комического содержания. И бедному Верди пришлось заниматься созданием веселой оперы в самые печальные годы своей жизни, во время написания произведения за несколько месяцев умерли жена и двое детей композитора. После таких печальных событий провал оперы оказался неудивительным.
За основу сюжета было взята комедия А.В. Пине-Дюваля «Мнимый Станислав» популярного поэта и либретиста Феличе Романи, а постановка велась под названием «День царствования». На основе того же произведения задолго до Верди была написана одноактная опера А. Гировеца
Несмотря на то, что оперу «Король на час» нельзя назвать ярким произведением Верди, тем не менее в ней уже можно проследить черты будущих гениальных арий, множество находок, которые будут использованы композитором в своих будущих операх. Эта опера мало похожа на традиционные оперы-буффа, и, скорее всего, именно новизна оттолкнула первых зрителей.
 
Краткое либретто
1 действие. Польский король Станислав Лещинский, изгнанный из своей страны, вынужден находиться во французской резиденции близ Бреста. Но вот, чтобы на время тайно вернуться в свою страну, король оставляет вместо себя некоего шевалье де Бельфлора, который временно занимает место короля.
Мнимого короля Станислава — Бельфлора приглашают на двойную свадьбу дочери и племянницы местного узурпатора барона фон Кельбера. Обе девушки не в восторге от своих избранников, а одна из невест, маркиза дель Поджио вообще была влюблена в Бельфлора, вторая же — дочь барона, любит юного Эдуарда де Санваля.
Во время свадебного действа маркиза узнает в мнимом короле своего бывшего жениха. А шевалье Бельфлор начинает отчаянно ревновать свою бывшую возлюбленную. В нем вспыхивает былая любовь и он решает всеми силами помешать второй свадьбе. Жениху маркизы казначею Ла Рокка он правах короля предлагает взять в невесты другую девушку — богатую принцессу Инеско, гораздо более выгодную партию. Но дядя несостоявшейся невесты чувствует себя оскорбленным и не собирается прощать барону такого легкого отказа от свадьбы со своей племянницей. Он вызывает Ла Рокка на дуэль.
 
2 действие. Замок барона фон Кельбера, прислуга и придворный люд обсуждают последние события и несостоявшиеся свадьбы. Юный Эдуард де Санваль счастлив, что «мнимый Станислав» спас его возлюбленную от постылого жениха и уговорил её отца выдать замуж для любимого. Юноша получает в подарок один из замков казначея Ла Рокка и вдобавок приличную ренту.
Тем временем казначей всеми силами пытается избежать неприятного и опасного поединка с отцом своей бывшей невесты, бароном фон Кельбером. Тот обзывает его трусом и удаляется. Входят маркиза дель Порджио и мнимый король. Девушка прекрасно понимает кто скрывается под маской короля, но делая вид, что не узнала его, начинает рассказывать какой негодяй этот шевалье Бельфлор, поскольку когда-то он бросил её. Шевалье в образе короля начинает уверять маркизу в своей искренней любви. Тогда красавица требует немедленного появления Бельфлора иначе она в отчаянии выйдет замуж за коменданта города Иврея. Мнимый Станислав не знает что ему делать. Он пока не может раскрыть свою тайну.
В это время является гонец от настоящего короля Польши Станислава и вручает Бельфлору благодарственное письмо и приказ о назначении его маршалом. Наконец мнимый король может раскрыть свое истинное имя! Маркиза дель Порджио счастлива оказаться вновь рядом с возлюбленным. Другая парочка тоже ликует, а барон фон Кельбер, видя всеобщее счастье, сменяет свой гнев на милость.
 
Интересные факты
Дж. Верди тяжело переживал провал оперы, он вспоминал об этом всю оставшуюся жинь и сетовал, что публика непредсказуемо аплодирует посредственным произведениям, и прохладно воспринимает произведение «больного юноши, который был тогда в бедственном положении, чье сердце почти разрывалось от ужаснейшего несчастья!». После этого Верди расторгает контракт с Мерелли и клянется, что не напишет более ни одной ноты.

© Оперный гид