«Разбойники» - драматическая опера в четырех действиях.
Композитор – Джузеппе Верди. Авторы либретто – Франческо Мария Пьяве и Андреа Маффеи.
Премьера оперы состоялась 22 июля 1847 года в Лондоне (Театр Её Величества). Композитор написал оперу по драме Фридриха Шиллера.
Действие начинается в саксонской таверне, XVIII век. Карл фон Моор увлекся чтением Плутарха. Книга заставила молодого человека задуматься о смысле человеческой жизни. Юноша видит его в отношениях родителей и детей. Он хочет поскорее вернуться в родительский дом. Приходит долгожданное послание отца. Граф Максимилиан фон Моор разгневан поведением сына. Распутство не достойно имени фон Моор. Потому отец лишает сына наследства и запрещает ему возвращаться в замок. Но все не так просто… На самом деле это интрига. Младший брат Франческо решил завладеть наследством, потому сделал все возможное, чтобы разгневать отца. Кроме того, он не указал в письме, что старый граф готов принять Карла, если тот раскается в своих поступках.
Карл фон Моор же принимает прочитанное «за чистую монету» и впадает в отчаяние, не понимая родительской жестокости. Он пишет письмо, где от чистого сердца раскаивается в прошлых делах и сообщает, что давно порвал с распутным образом жизни. Кроме того, он мечтает жениться на своей возлюбленной - им Амалии фон Эдельрайх.
Обида завладевает душой молодого графа. Из-за несправедливости он гневается на весь мир и внезапно возглавляет шайку разбойников. Они клянутся служить друг другу верой и правдой и никогда не расставаться.
Тем временем Франческо реализует свои планы: он приказывает камердинеру старого графа сообщить отцу о гибели Карла (якобы он под впечатлением от письма вступил в армию и был убит под Прагой).
Премьера оперы состоялась 22 июля 1847 года в Лондоне (Театр Её Величества). Композитор написал оперу по драме Фридриха Шиллера.
Действие начинается в саксонской таверне, XVIII век. Карл фон Моор увлекся чтением Плутарха. Книга заставила молодого человека задуматься о смысле человеческой жизни. Юноша видит его в отношениях родителей и детей. Он хочет поскорее вернуться в родительский дом. Приходит долгожданное послание отца. Граф Максимилиан фон Моор разгневан поведением сына. Распутство не достойно имени фон Моор. Потому отец лишает сына наследства и запрещает ему возвращаться в замок. Но все не так просто… На самом деле это интрига. Младший брат Франческо решил завладеть наследством, потому сделал все возможное, чтобы разгневать отца. Кроме того, он не указал в письме, что старый граф готов принять Карла, если тот раскается в своих поступках.
Карл фон Моор же принимает прочитанное «за чистую монету» и впадает в отчаяние, не понимая родительской жестокости. Он пишет письмо, где от чистого сердца раскаивается в прошлых делах и сообщает, что давно порвал с распутным образом жизни. Кроме того, он мечтает жениться на своей возлюбленной - им Амалии фон Эдельрайх.
Обида завладевает душой молодого графа. Из-за несправедливости он гневается на весь мир и внезапно возглавляет шайку разбойников. Они клянутся служить друг другу верой и правдой и никогда не расставаться.
Тем временем Франческо реализует свои планы: он приказывает камердинеру старого графа сообщить отцу о гибели Карла (якобы он под впечатлением от письма вступил в армию и был убит под Прагой).
Амалия тоскует о любимом и упрекает Максимилиана в его жестокости. Граф вон Моор раскаивается в том, что послал сыну подобное послание. Тут они узнают о «гибели» Карла – в подтверждение тому Франческо показывает всем шпагу и окровавленное письмо, где Карл освобождает Амалию от клятвы верности и просит ее руки для младшего брата. Сокрушенный горем, Максимилиан теряет сознание. Франческо объявляет миру о смерти графа и устраивает праздник в честь получения наследства.
Амалия проводит время на кладбище предков Мооров, тоскуя о дяде Максимилиане, который заменил ей отца. Вспоминает она и Карла… Приходит слуга Арминьо. Он не выдерживает мук совести и сообщает девушке, что Карл жив. В эту же минуту появляется Франческо и требует от Амалии согласия на заключение брака. Девушке удается выхватить у негодяя кинжал и скрыться в лесу.
Карл и несколько разбойников, еле уцелевших после неудачной битвы, приходят в себя в богемском лесу. Внезапно Карл встречается с Амалией. Девушка рассказывает ему о подлостях брата Франческо. Карл хочет навести в замке порядок. В темноте у подножия замка он случайно встречает Арминьо. Тот принимает Карла за Франческо и признается, что не смог выполнить приказ и прикончить обессиленного Максимилиана. Карл бросается спасать отца и выносит его из темницы на руках. Старик благодарит Арминьо за заботу. Карл в ярости штурмует замок вместе с разбойниками.
Франческо, терзаемый грузом собственных грехов, просит пастора отпустить ему грехи. Но отцеубийце невозможно получить прощения… В покои врывается Карл, он гори желанием убить Франческо, но добрый отец останавливает его. Франческо удается бежать. Амалия утешает Карла, они мечтают о будущем счастье. Но разбойники напоминают ему о данной клятве («вместе навсегда»). Карл осознает, что не может быть с Амалией, но и взять девушку с собой тоже не в силах. Вонзив кинжал в грудь возлюбленной, он освобождает себя от данной разбойникам клятвы. Он платит за свою свободу жизнью любимой. Сойдя с ума от горя, Карл фон Моор отдается правосудию.
История создания
Одновременно с «Макбетом» Джузеппе Верди увлекся идеей написания оперы по сюжету шиллеровских «Разбойников». Предавшись вдохновению, композитор заключает договор с импресарио Театра Её Величества – Бенджамином Лумлеем. За работу над либретто берется Франческо Мария Пьяве. Верди ценил либреттиста за драматургический талант, но качество стихов не удовлетворило композитора. Тогда он попросил Андреа Маффеи доработать текст, ведь тот славился как прекрасный поэт и переводчик, тонко чувствующий героев каждой пьесы.
Сам Верди, работавший над двумя произведениями сразу, писал музыку днем и ночью. И все же больше внимания досталось «Макбету». Тем не менее, опера получила достойное либретто и партитуру. Первые репетиции запланировали на середину 1846 года, но здоровье подвело композитора. Работа над произведением была приостановлена до 1847 года.
Премьера «Разбойников» стала настоящим триумфом Джузеппе Верди, критики писали восторженные отзывы. Опера оказалась вполне удачной, несмотря на увлеченность композитора шекспировским «Макбетом». Успех же оказался непродолжительным. Вскоре опера попала в театральные архивы.
Сам Верди, работавший над двумя произведениями сразу, писал музыку днем и ночью. И все же больше внимания досталось «Макбету». Тем не менее, опера получила достойное либретто и партитуру. Первые репетиции запланировали на середину 1846 года, но здоровье подвело композитора. Работа над произведением была приостановлена до 1847 года.
Премьера «Разбойников» стала настоящим триумфом Джузеппе Верди, критики писали восторженные отзывы. Опера оказалась вполне удачной, несмотря на увлеченность композитора шекспировским «Макбетом». Успех же оказался непродолжительным. Вскоре опера попала в театральные архивы.
Занимательные факты:
- На премьере оперы дирижировал сам композитор.
- На первом представлении присутствовала королева Виктория, принц Альберт и другие представители британской аристократии.
- Опера «Разбойники» известна не многим. Пожалуй, только специалистам по творчеству композитора и увлеченным меломанам. Тем не менее, изредка произведение можно встретить на театральной сцене. Но даже тогда в зрительном зале звучат восторженные возгласы: «Verdi forever!» («Верди навсегда!»).