Дж. Верди. Корсар (Il corsaro)
XVI век, остров корсаров. Главный герой – предводитель пиратов корсар Коррадо. Решив напасть на турецкие корабли, он с командой надолго уходит в море. Его невеста Медора томится разлукой и тревожными предчувствиями. Далее действие переносится во дворец паши – турка Сеида, безответно влюбленного в одну из своих наложниц, красавицу Гюльнару.
Во дворец приходит дервиш, который, по его словам, чудом спасся от пиратского плена. Во время рассказа загораются турецкие корабли. Дервиш снимает рубище, а под ним оказались воинские доспехи, то есть во дворец пожаловал не кто иной, как Коррадо, а вместе с ним – его войско. Но оно было малочисленным, и турки взяли пиратов в плен. Поражённая мужественной красотой вождя, Гюльнара умоляет пашу пощадить его. Однако повелитель непреклонен: он намерен и казнить юношу, и наказать любимую рабыню.
Ночь перед казнью Коррадо проводит в мыслях о Медоре, а тайно проникшей к нему в тюрьму Гюльнаре не удаётся склонить его к побегу. Она убивает ненавистного пашу и торопит пленников быстрее покинуть дворец. Узнав о неминуемой казни любимого, Медора принимает яд, Прибывший на корабле вместе со своей спасительницей Коррадо, увидев умирающую любимую, бросается в морскую пучину.
История создания
В основе оперы «Корсар» лежит одноименная поэма английского поэта-романтика Байрона, которому на момент её написания было 26 лет. Произведение, оказавшее огромное влияние на романтические течения в литературном и музыкальном искусстве, давно интересовало Д. Верди. Оперы «Макбет», «Двое Фоскари» и некоторые другие были созданы им в содружестве с Ф. Пиаве, не явился исключением и «Корсар». Либреттисту удалось максимально приблизиться к сюжетной канве байроновской поэмы, так что героико-романтический дух оперы, напряжённый ритм развития событий и трактовка образов главных героев остались практически неизменными.
Ночь перед казнью Коррадо проводит в мыслях о Медоре, а тайно проникшей к нему в тюрьму Гюльнаре не удаётся склонить его к побегу. Она убивает ненавистного пашу и торопит пленников быстрее покинуть дворец. Узнав о неминуемой казни любимого, Медора принимает яд, Прибывший на корабле вместе со своей спасительницей Коррадо, увидев умирающую любимую, бросается в морскую пучину.
История создания
В основе оперы «Корсар» лежит одноименная поэма английского поэта-романтика Байрона, которому на момент её написания было 26 лет. Произведение, оказавшее огромное влияние на романтические течения в литературном и музыкальном искусстве, давно интересовало Д. Верди. Оперы «Макбет», «Двое Фоскари» и некоторые другие были созданы им в содружестве с Ф. Пиаве, не явился исключением и «Корсар». Либреттисту удалось максимально приблизиться к сюжетной канве байроновской поэмы, так что героико-романтический дух оперы, напряжённый ритм развития событий и трактовка образов главных героев остались практически неизменными.
Премьера состоялась 25 октября 1848 года в театре «Гранде», находящемся в Триесте. Увы, она не имела особого успеха, хотя Верди в помощь постановщикам снарядил своего ученика Муцио. Композитор, расстроенный прохладным приёмом публики, склонен был считать оперу неудачной. Сегодня «Корсар» - довольно редкий гость на оперных сценах мира, хотя яркие, красивые мелодии позволяют считать произведение вполне достойным детищем своего гениального создателя.
Главные герои
Действие оперы разворачивается в период войны корсаров с турками, но это лишь фон, а главный акцент сделан и либреттистом, и композитором на взаимоотношениях главных героев. В опере, как и в поэме Байрона, главных героев трое, причём каждый из них олицетворяет ту или иную романтическую категорию. Безрассудный в своей смелости Коррадо благороден и предан своей возлюбленной. Он защищает слабых и борется за справедливость, а его корабль столь же бесстрашно несётся по морю, не боясь волн. Интересно отметить, что образ отважного Корсара неоднократно находил воплощение и в других произведениях, даже не связанных с поэмой Байрона, например, в Пирате Беллини или «Летучем голландце» Вагнера.
Его подруга – нежная и преданная Медора. Она является символом стабильности и покоя, к которым стремится её бунтарь-возлюбленный. В такой даме невозможно разочароваться: верная, женственная и согласная обречь себя на вечное ожидание, Медора соответствует романтическим представлениям о неизбывной женственности и красоте, над которой не властно время.
Гюльнара – третья по счёту и по значимости героиня. Будучи страстно влюблённой в Коррадо, она пытается организовать его побег. Благородство, бескорыстие, сила чувств – её отличительные черты. Ариозо Гюльнары и вождя корсаров во время их встречи в темнице – подлинное украшение оперы.