1910 - «Девушка с Запада» (La fanciulla del West)

Опера Пуччини "Девушка с Запада"Опера «Девушка с Запада» (с итальянского «La fanciulla del West») — опера Джакомо Пуччини, авторы либретто - Карло Цангарини и Гуэльфо Чивининию. Премьера прошла в Нью-Йорке, в знаменитом Метрополитен Опера 10 декабря 1910 года с большим успехом. Опера создана на основе пьесы «Девушка с золотого Запада» американского драматурга Дэвида Беласко.
Спектакль показывает историю двух влюбленных, рискнувших пойти наперекор свирепой толпе: молодая владелица трактира Минни, влюбляется в таинственного незнакомца Дика Джонсона. Однако он оказывается главарем воровской банды, главным врагом золотоискателей – Рамересом. Узнав об этом, Минни все же бросается на защиту своего возлюбленного, всячески укрывая его. Тем не менее, золотоискателям удается поймать врага, но за несколько мгновений до казалось бы неминуемой гибели Минни все-таки спасает Дика.
Музыкальному сопровождению оперы характерны сентиментальные черты (типичные для опер Джакомо Пуччини). Однако лирическая линия больше не является личной трагедией. Она развивается в окружающей действительности, выставляя напоказ драму общественную: в погоне за богатствами люди забывают о самом важном – любви, понимании, ценности самой жизни.
 
История создания Будучи любителем спектаклей, Джакомо Пуччини снова черпает идею создания новой оперы из театральной среды. В 1905 году в США композитор присутствовал на постановке пьесы «Девушка с золотого Запада» Дэвида Беласко. Он был глубоко впечатлен атмосферой спектакля – прекрасными декорациями и жуткой бурей, столь мастерски показанной на сцене. Кроме того, его зацепила и сама мелодрама, основанная на игре в карты (ведь ставки были бесценны – тело женщины и жизнь мужчины). По возвращению домой Пуччини решил воплотить в новой опере увиденные образы, типичные для целого поколения американцев.
 
 
Произведение оригинально сочетает американскую атмосферу и традиции итальянской оперы. По мнению критиков, опера «Девушка с Запада» не является лучшей в творчестве композитора, но, тем не менее, она до сих пор пользуется успехом у широкой публики. В "Девушке с Запада" еще больше, чем в "Тоске" заметны веристские влияния. Подлинный драматизм подчас подменяется резкой театральной аффектацией, в опере слишком много натуралистических подробностей. Чрезмерное обыгрывание деталей привело к некоторой пестроте, мозаичности действия. В музыке сравнительно немного таких широких кантиленных мелодий, какими были насыщены предыдущие оперы Пуччини. Наиболее всего композитору удались сильные драматические картины, где преобладает напряженная мелодическая декламация. К лучшим страницам оперы принадлежит и драматическое, полное скорби и отчаяния ариозо Джонсона, когда он ожидает смертной казни. Значительно возрастает в опере роль оркестровой партии. Оркестр обогащается свежими гармониями, своеобразными красками, острыми танцевальными ритмами индейских песен.
 
Занимательные факты:
  • Опера Пуччини "Девушка с Запада"Опера была написана в сложное для композитора время: его жена стала невыносимо ревнивой к служанке, хотя поводов к тому на самом деле не было. Мадам Пуччини публично обвинила мужа в адюльтере, довела девушку до самоубийства. Решением суда жену композитора признали виновной, но решение было обжаловано, а потом дело было и вовсе закрыто по просьбе семьи служанки.
  • Премьера была поставлена с участием сразу нескольких великолепных исполнителей: Энрико Карузо, Эмми Дестин, Паскуале Амато. Дирижировал Артуро Тосканини, а партия Минни была написана специально для Эмми Дестин.
  • В советских театрах опера проходила под названием «Девушка из Калифорнии».
  • Впервые драму Беласко композитор увидел на английском языке и не понял ни одного английского слова, но она настолько поразила его ясностью драматургии, что он сказал: "Это как раз то, что нужно для оперы. Ясность ситуации и музыка должны заменять язык"

© Оперный гид