1904 - «Мадам Баттерфляй» (Madama Butterfly) «Чио-Чио-сан»

Опера "Мадам Баттерфляй" Д. Пуччини

Мадам БаттерфляйОпера «Мадам Баттерфляй» («Madama Butterfly») - лирическая драма в трех действиях. Композитор - Джакомо Пуччини. Либреттисты - Джузеппе Джакоза и Луиджи Иллика.
Премьера прошла 17 февраля 1904 года в миланском театре Ла Скала.
Основой сюжета к опере послужила пьеса драматурга Девида Беласко «Гейша», которая является обработкой повести сценариста Джона Лютера Лонга «Мадам Баттерфляй».
Молодая японка Чио-Чио-сан (ее же прозвали Баттерфляй) выходит замуж за лейтенанта американского флота Пинкертона. Для него данный брак лишь необычное развлечение, ведь вскоре он собирается жениться на американке. Со временем у Мадам Баттерфляй и Пинкертона рождается сын. Но лейтенант покидает семью на три года, не посылая вестей о себе. Затем он возвращается к Чио-Чио-сан со своей новой женой (Кэт) и собирается забрать сына. Японка не выдерживает такого удара: приняв решение отдать сына, она прощается с ним и вонзает в себя кинжал.

История создания.
Летом 1900 года в Лондоне Пуччини побывал на спектакле по пьесе Девида Беласко «Мадам Баттерфляй». Его очень взволновала трагическая судьба главной героини. Было принято решение написать новую оперу. Произведение очень соответствовало европейской моде того времени: многие художники стремились оживить свои творения чем-то необычным и черпали вдохновение в фольклоре Дальнего Востока. Но для композитора первостепенным оставался сам сюжет: трогательная жизненная драма молодой гейши. Тем не менее, Пуччини не упускал и тонкостей восточного колорита: он использовал несколько японских мелодий для создания необходимой атмосферы.  Опера «Мадам Баттерфляй» повествует о столкновении двух цивилизаций – утонченного Востока и циничного Запада, самопожертвование хрупкой женщины противопоставляется эгоизму бессердечного мужчины.
Оркестровое вступление к опере основано на подвижной, ритмически острой музыке, рисующей обстановку, .в которой происходит действие. Своеобразный мелодический рисунок, прихотливая ритмика и красочные гармонии хорошо передают местный колорит. В первом акте проявляются все основные лейтмотивы. Большинство из них основано на подлинных японских мелодиях. Сочиняя оперу. Пуччини внимательно изучал сборники народных песен Японии и отобрал семь мелодий, которые почти целиком ввел в оперу. Композитор использовал песни, самые различные по характеру и жанрам: здесь есть и танцевальные мелодии, и лирические, и жалобные причитания, и колыбельный напев. Поэтому вся музыка, связанная с характеристикой "малютки Чио-Чио-Сан" и её окружения, проникнута духом японского фольклора.
Небольшое ариозо Пинкертона, в котором он излагает свое жизненное кредо, внешне красиво по музыке, но неглубоко. Плавная, вкрадчивая кантиленная мелодия в ритме медленного вальса рисует образ типичного янки, легкомысленного и беспечного, стремящегося "срывать цветы где только можно". Образ главной героини Чио-Чио-Сан, созданный Пуччини, настолько богат и многогранен, что по сравнению с ним характеристики других героев кажутся недостаточно яркими - они словно отражают свет, излучаемый чистым обликом японской девушки. Даже отрицательный образ Пинкертона облагорожен, в опере не раскрыто полностью его подлинное лицо.
"Мадам Баттерфляй" представляет собой новый для Пуччини тип произведения, в котором все внимание сосредоточено на раскрытии драмы одного действующего лица. Это опера-монодрама.

Занимательные факты:
  • Премьера оперы в феврале 1904 года с треском провалилась (уже в первом акте публика несдержанно свистела и выкрикивала колкости в адрес произведения и героев). Но Джакомо Пуччини не привык сдаваться. Он внес ряд изменений в оперу (из двухактного спектакль превратился в трехактный, некоторые номера были сокращены). Спустя три месяца композитор осуществил вторую попытку донести до зрителя свое творение. На этот раз его ждал оглушительный успех.
  • Историки полагают, что провал премьеры «Мадам Баттерфляй» не был связан ни с игрой актеров, ни с инструментовкой. Существует версия, что реакция публики была подстроена недоброжелателями Джакомо Пуччини.
  • Для характеристики американцев - Пинкертона и Шарплеса - Пуччини использовал насальную фразу из музыки американского гимна.
  • В феврале 1903 года Джакомо Пуччини пришлось отложить работу над оперой. Тому была серьезная причина: будучи ярым поклонником автомобилей, композитор пострадал от собственного увлечения. Он попал в аварию и серьезно повредил правую ногу. Перелом стал неправильно срастаться, и ногу пришлось искусственно ломать заново. На восстановление ушло много времени, но в декабре этого же года работа над произведением была завершена.

© Оперный гид