Опера «Богема» ( «La bohème») – лирическая опера Джакомо Пуччини. Либретто - Джузеппе Джакоза и Луиджи Иллик. Премьера прошла 2 февраля 1896 г. в Турине, дирижером выступал Артуро Тосканини.
Джузеппе Джакоза и Луиджи Иллик писали либретто к опере около двух лет. У композитора на сочинение музыки ушло примерно восемь месяцев. В основу оперы положена драма, сюжет которой позаимствован у романа «Сцены из жизни богемы» французского поэта и писателя Анри Мюрже. В книге повествуется о жизни талантливых артистов – писателей, музыкантов, художников. Они проживают в Латинском квартале Парижа. Главные герои любят жизнь, мечтают, питают надежды на лучшие времена. Но жизнь не стремится вознаградить сполна их ожидания: счастье кажется таким близким, но оказывается совершенно недостижимым. Спектакль подробно описывает взаимоотношения действующих лиц, подчеркивая те или иные моменты множеством деталей. Публика внимательно и сочувственно следит за развитием событий, однако, предчувствует трагедию.
В центре постановки две влюбленные пары, которые оттеняют друг друга: Марсель и Мюзетта постоянно бранятся, тем нежнее выглядят трепетные чувства Рудольфа и Мими. Атмосфера «Богемы» дышит молодостью и страстью. Персонажи не скрывают своих взглядов, мыслей и чувств.
Музыкальное сопровождение только усиливает откровенность картины. Композитор проявил талант настоящего психолога. С помощью музыки он акцентирует внимание зрителя на чертах характеров главных героев: оркестр играет на чувствах зрителя, усиливая его эмоции (радость, грусть, сочувствие, надежды). Лирическая, даже сентиментальная мелодия сменяется стремительными и бойкими темами. Но как бы ни была опера преисполнена жажды жизни, смерть берет свое: возлюбленная Рудольфа умирает.
Первое представление оперы было назначено на 1 февраля 1896 года. Репетиции в Туринском театре проходили в атмосфере холодка и недоброжелательства, почти никто не верил в успех. Это угнетающе действовало на композитора. Но против его ожидания, спектакль оказался великолепным. В опере участвовали великолепные певцы, дирижировал молодой Артуро Тосканини, который впоследствии стал другом и горячим поклонником Пуччини. Публика приняла оперу прекрасно, успех возрастал с каждым спектаклем. "Богема" была одной из первых постановок, осуществленных К.С. Станиславским в Москве, и до сих пор опера с огромным успехом идет на подмостках мировых оперных театров.
Опера Богема Пуччини показывает публике не только личную трагедию героев. Она открывает яркие сцены из жизни артистов, которые стараются весело и беззаботно преодолевать все тяготы бедности. «Богема» признана одной из самых знаменитых мировых опер. Это произведение большой художественной правды. С большой теплотой, мягким юмором и проникновенным лиризмом рисует композитор своих героев. Лирические эпизоды переплетаются в опере с веселыми жанровыми сценами. Музыка гибко следует за сменой сценических образов. В "Богеме" почти нет завершенных оперных номеров; небольшие ариозо органично переходят в напевную декламацию - речитативы и диалоги.
Занимательные факты:
- Термин «богема» пошел от французского «bohèmiens» (буквально «богемцы»), так ранее во Франции называли цыган, которые и сами часто были актёрами, музыкантами или певцами;
- Биограф Жорж Ричард Марек утверждает, что личности главных героев представляют вполне реальных людей из жизни Анри Мюрже. Рудольф – сам Мюрже. Написав книгу и поставив на основе ее сюжета собственную пьесу, писатель смог, наконец, расстаться с богемным образом жизни. Мими – подруга автора Лючия, умершая от туберкулеза. Марсель представляет собой симбиоз характеров друзей-художников Мюрже: преуспевающего Лазаря и талантливого Табара. Мюзетта – некая модель, знакомая писателю. Прототипом Шонара был Александр Шанне (писатель, музыкант, художник, впоследствии ставший преуспевающим изготовителем игрушек). Бенуа – настоящий домовладелец на Рю де Каннетте, но в жизни его постоялицей была Лючия, а не Рудольф (Анри Мюрже).
- Любопытно, что несколькими годами ранее, совсем недалеко от Пуччини, во Флоренции, создавалась опера Чайковского "Пиковая дама". И Чайковский и Пуччини работали над своими операми так быстро, что опережали создание либретто. В "Богеме" тексты приходилось придумывать на уже готовую музыку, а Чайковский сам придумывал стихи, не дожидаясь готовых текстов.
- Одновременно с Пуччини над сюжетом Богемы работал Леонкавалло. Это послужило причиной долголетней размолвки между композиторами, до того находившимися в приятельских отношениях.