Опера итальянского композитора эпохи барокко Марко да Гальяно "Дафна".
В январе 1608 года, в обстановке блестящих карнавальных праздников, великолепное общество двора Мантуи посетило первое представление новой оперы: басни Марко да Гальяно “Дафна". Композитор, уже известный серией книг мадригалов, приехал из Флоренции, где он работал капельмейстером в церкви Сан-Лоренцо. Он вступил в контакт с двором Мантуи благодаря молодому кардиналу Гонзаге, который взял на себя покровительство музыкально-литературного общества, которое Гальяно основал во Флоренции незадолго до этого. Это общество, названное "Академией высоких", было, безусловно, младшей сестрой знаменитого “Камерата бардов” (Camerata dei Bardi), круга ученых и художников, которые, в соответствии с гуманистической идеей, хотели оживить в настоящем мире греческую драму.
В результате интенсивных теоретико-эстетических дискуссий в сочетании с практико-музыкальными исследованиями родился новый жанр: опера. Одной из любимых тем раннего периода был странный миф о Дафне, которая, избежав любви Аполлона, призвала на помощь своего отца Пенея, Бога рек, и сразу же была превращена в лавровое дерево. Оттавио Ринуччини, который также был членом “Camerata dei Bardi”, придал этой легенде поэтическую форму, в которой она была положена на музыку ранее в 1594 году Якопо Пери и Джакомо Корси (остались только фрагменты), а в 1602 году Джулио Каччини. Таким образом, композиция Марко да Гальяно была третьей мессой на музыку либретто Ринуччини, отредактированного поэтом для новой музыкальной версии Мантуи.
С композицией своей первой оперы” Дафна " Гальяно представился не только великолепной публике, но и необычайно критической аудитории. На самом деле придворным композитором Гонзага был Клаудио Монтеверди. Годом ранее состоялось первое представление его "Орфея". ”Дафна" Гальяно также пользовалась большим успехом у публики и аплодисментами знатоков. Вот как пишет об опере Якопо Пери кардиналу Гонзаге: “"Дафна" Гальяно написана с необычайным художественным чувством и, несомненно, превосходит все другие композиции той же оперы (следовательно, и его)."Поскольку способ сочинения музыки для пения г-на Марко является наиболее подходящим и приближается к разговорному тону больше, чем любой другой превосходный музыкант“.
Уже в октябре 1608 года новая опера была напечатана во Флоренции Марескотти. Это печатное издание является очень ценным документом. Гальяно написал предисловие к своей работе, в котором есть ценная информация о первом представлении Мантуи, распределении частей, технике сцены, режиссуре, а также точные данные об использовании вокального исполнения. Молодая придворная певица Катерина Мартинелли (Арианна Ди Монтеверди) спела заглавную часть, а также часть Венеры. Франческо (Орфей Монтеверди) спел партию Аполлона, а партию Нунция (Тирси) исполнил флорентийский контральто Антонио Брэнди. Для певца части Аполлона Гальяно рекомендует затем заменить его в Драконьей сцене танцором или “фехтовальщиком”. Указания режиссера, содержащиеся в предисловии, позволяют нам подробно увидеть, как был установлен ход сцены, жесты и акустические иллюзии: "когда Аполлон произносит стих" Фаран венок твои листья и ветви запятые", оберните эту лавровую веточку, над которой он будет жаловаться, вокруг головы, венчая его; но поскольку здесь несколько трудно, я хочу облегчить вам способ сделать это действие изящно. Выбрал из лавра две равные веточки, длиной не больше половины руки, и соединяя их вместе, я связал кончики, и рукой скрепил основы, таким образом, что они появляются только один. В акте, затем желая увенчать их, объясняя их, он опоясывает голову, завязывая стебли вместе. Я хотел написать эту мелочь, потому что она важнее, чем другие не думают: и хотя она была такой гладкой,но ее не так легко найти. более того, несколько раз при чтении этого действия не учитывалось, как невозможно добиться успеха, даже если многие думали об этом, потому что видеть в руке Аполлона крупную лавровую ветвь плохо видно, а также плохо может сделать венок, чтобы не быть складным., а малому не надо. Эти трудности были преодолены Мессером Козимо Дель Бьянко, человеком, помимо его очень усердного ремесла, и большим изобретением для аппаратов, одежды и тому подобного “.
Гальяно также повторяет что "многие цветы, группы и трели не должны казаться добавленными, но возникают из монодии как естественного выражения”. Также композитор указывает на точный момент выхода на сцену хора. Количество хористов должно варьироваться в зависимости от величины сцены, но, по его мнению, они должны состоять из “не менее 16-18 человек “. Только в одной точке композитор не дает нам ясности, а именно в вопросе инструментария. Гальяно говорит об этом только поспешно. Он намекает на альты и желает перед открытием занавеса " симфонии с несколькими инструментами, которые используются в качестве аккомпанемента хора и для игры припевов”. Какие это инструменты, не известно ни по партитуре, ни по предисловию. Таким образом, он нацелен на оркестр, похожий на тот, который Монтеверди использовал для сцен пасторов Орфея. Поскольку симфония отсутствует в партитуре и ее нет, используется другая музыка Гальяно.
Опера "Дафна" Марко да Гальяно – это важное произведение в истории оперного искусства, которое представляет собой ранний этап развития оперы и включает в себя уникальный сюжет, яркую музыку и историческую ценность. Опера была написана в период барокко, когда оперное искусство только начинало формироваться и развиваться и считается одной из первых оперных постановок в истории.
Интересные факты:
- "Дафна" считается одной из самых ранних опер, сохранившихся до наших дней, и первой оперой на итальянском языке. Опера была написана в период барокко, когда оперное искусство только начинало формироваться и развиваться.
- Опера "Дафна" была оформлена в виде "пасторале", что означает, что она содержит множество пасторалей – песен, олицетворяющих природу и простую жизнь.
- Опера долгое время считалась утраченным произведением, и ее музыка была восстановлена и воссоздана на основе оставшихся фрагментов в 20 веке. Современные постановки "Дафны" позволяют современной аудитории насладиться редким историческим произведением оперного искусства.