
Взрослый Фернандо возвращается на Родину с одной только целью – отомстить за своего отца, считая того мертвым. Под фальшивым именем Адольф, в роли солдата, Фернандо является в королевский дворец Агридженто и предлагает свои услуги новому герцогу. Адольф сообщает Вискародо, последователю Филиппо, что видел, как Фернандо погиб. Филиппо принимает эту новость с радость и нанимает Адольфо, думая доверить ему задание по убийству Карло.
Бьянка тем временем является во дворец, чтобы увидеть мужа, и здесь случайно встречается с Фернандо, но после долгих лет разлуки не узнает его. Напротив, она относится к нему с недоверием. Фернандо же, в свою очередь, думает, что Бьянка стала сообщницей захватчика. Филиппо приказывает Адольфо отправиться в тюрьму и убить Карло, также сообщая о неминуемой свадьбе с Бьянкой. Доверенный Клементо делает так, чтобы брат и сестра, то есть Бьянка и Фернандо, встретились, чем вынуждает Филиппо раскрыть перед Бьянкой все интриги Филиппо.
Вдвоем они отправляются в тюрьму, чтобы освободить отца, собрав оружие у друзей Фернандо. Тут неожиданно появляется Филиппо, он приводит с собой маленького Энрико и угрожает убить его. Но его разоружает Клементо. В конце концов, тиран лишается своей былой власти.
Сюжет оперы был извлечен из драмы Карло Роти «Бьянка и Фернандо», представленной читательской аудитории несколькими годами ранее, и напечатанной в Неаполе в 1825 году.
Произведение получает полный и неоспоримый успех у публики, в состав исполнителей входят такие великие имена, как Энриетте Мэрик-Лаланде (Бьянка), Джованни Баттиста Рубини (Фернандо) и Луиджи Лаблаке (Филиппо). Собственноручная неполная партитура находится сегодня в Консерватории Святого Пьетро в Неаполе. Копии в партитуре находятся в той же консерватории и в Музее Белллини Катании. Произведение обрадовало сцену 7 апреля, в 1928 году. Тем не менее, опера «Бьянка и Фернандо» не стабилизировались среди всех опер Беллини, она постоянно сравнивалась со следующими работами.
Интересен тот факт, что поэт Гилардони, чье творчество было как бы навязано Беллини, впервые пробовал себя в оперном жанре. И первая «книжечка со стихами», которую он показал Беллини, содержала в себе больше литературную установку, а не театральную. Однако на успехе оперы это фактически никак не сказалось. Еще одним фактом, представляющим интерес, становится то, что опера включает в себя все жанры исполнения и музыкальных композиций, за исключением симфонии. А сделать такое произведение под силу только настоящему талантливому гению!