1810 - «Сильвана» (Silvana)

Опера "Сильвана" Вебер

Карл Мария фон Вебер Сильвана

Опера «Сильвана» - героическая романтическая комедия в трех действиях. Композитор - Карл Мария фон Вебер. Автор либретто - Франц Карл Химер.
Премьера состоялась во Франкфурте-на-Майне 16 сентября 1810 года в Городском театре. 
Сюжет. Однажды граф Боланд был опьянен неутолимой страстью к своей невестке, но получил отказ. Тогда он убил брата и поджег дворец. Вскоре он узнал о том, что желанная женщина погибла в огне вместе с маленькой дочерью. Тогда он заперся в собственном замке. Раскаявшись и мучаясь от своего греха, граф растил единственного сына. Когда Геральд подрос, старый Боланд пожелал женить сына на достойной представительнице светского общества, а юноша желал оставаться холостым. Но волею судьбы он встретил очаровательную Сильвану. Он столь сильно возжелал девушку, что решил совершить преступление: выкрасть ее и привести в свой замок. Сильвана не показывала каких-либо признаков страха, ведь повсюду ее сопровождала нимфа, обратившаяся в трубадура. 
Пришел день свадьбы. С позволения собравшихся, трубадур запел песню, в которой рассказал жуткую историю старого графа. Трубадура прогнали из замка, а несчастную девушку обвинили в колдовстве и приговорили к смертной казни. Но откуда ни возьмись снова объявился трубадур и вновь спел песню. Из нее все узнали, что невестка и племянница графа Боланда вовсе не погибли при пожаре. Они бежали из горящего замка и нашли пристанище в хижине доброго Ратто, воспитавшего Сильвану как свою дочь. Тогда старый граф вновь раскаялся, воздал хвалу богу и поспешил, наконец, обнять родную племянницу. Теперь ничто уже не могло помешать браку двух молодых людей.

История создания.
Спустя практически 10 лет Карл Мария фон Вебер успешно переработал свое юношеское творение: либретто «Сильваны» является отличной переработкой «Лесной девушки» - второй по счету оперы Вебера (тогда композитору было лишь 13 лет).
Занимательные факты:
- Карл Мария фон Вебер самостоятельно нашел исполнительницу роли Сильваны. В свое время он услышал Каролину Брандт, семнадцатилетнюю дочь музыканта из Кёльна. По словам биографа Вебера, композитору нравилось в девушке все: и нежное сопрано, и та уверенность, с какой юная Брандт держалась на сцене, и, конечно же, яркая внешность.
- ранее считалось, что из партитуры веберовской «Лесной девушки» уцелела лишь пара отрывков. Будучи еще подростком, композитор жег свои сочинения и позднее говорил о том, что первые оперы, как и щенков, лучше топить. Однако полная партитура все же нашлась. Рукописная копия была обнаружена в Мариинском театре. А попала она туда благодаря переехавшему в Санкт-Петербург Карлу Риттеру фон Штайнсбергу, который в свое время лично исполнял роль принца Зигмунда в Немецком театре. Позднее этот театр был включен в группу Императорских театров, вследствие чего его архивы перешли к фондам библиотеки Мариинского театра.
 

© Оперный гид