МонтевердиОпера Георга Фридриха Генделя "Агриппина"

Гримани подобно некоторым другим церковным иерархам, писал стихи и увлекался театром. Остроумно выстроенный сюжет, мастерски очерченные персонажи, упоительная музыка и великолепное исполнение привели венецианскую публику в восторг: в зале кричали «да здравствует милый саксонец!», и «Агриппина» была дана 27 раз подряд. При том, что в Венецию на карнавальный сезон съезжались гости со всей Италии и из соседних государств, город всё-таки был не настолько велик, чтобы аудитория обновлялась каждый вечер — значит, многие приходили в театр неоднократно.
Сюжет «Агриппины» основан на событиях древнеримской истории. Персонажи, фигурирующие в опере, были хорошо знакомы каждому тогдашнему школьнику, читавшему труды римских историков Светония и Тацита. Прекрасно знал их и Гендель, ибо в Гамбурге сам написал оперу «Нерон» и увёз с собой в Италию партитуру «Октавии» Кайзера, а в Риме создал кантату «Агриппина, приговорённая к смерти». Трудно сказать, могла ли ему быть известна гениальная «Коронация Поппеи» Монтеверди, поставленная в Венеции в 1643 году и остававшаяся в поле зрения современников вплоть до середины XVII века. В любом случае венецианской публике не надо было объяснять, кто такие Агриппина, Нерон, Оттон и Поппея. Однако, в отличие от трагической оперы Монтеверди, «Агриппина» Генделя балансирует на грани сатиры.
Гримани выбрал эпизод из юности будущего императора Нерона, когда тот не успел совершить никаких злодеяний и даже ещё не дорвался до власти. В центре действия — мать Нерона, Агриппина, энергичная и хитрая жена престарелого, напыщенного и не очень умного императора Клавдия. Её цель — возвести на трон своего сына Нерона, который приходится Клавдию пасынком. До Рима доносится слух, будто Клавдий погиб на войне с германцами. Однако, как вскоре выясняется, его жизнь спас полководец Оттон, которого Клавдий в знак благодарности намерен сделать своим наследником. Оттона же интересует не столько императорская власть, сколько любовь юной красавицы Поппеи, вокруг которой увиваются и Нерон, и вернувшийся в Рим с триумфом Клавдий. Агриппина решает использовать интригу вокруг Поппеи в своих интересах, чтобы скомпрометировать Клавдия и вынудить его отречься от трона в пользу Нерона. Но уличённый в супружеской измене Клавдий принимает неожиданное решение: императором станет Оттон, а супругом Поппеи — Нерон.
План Агриппины едва не рушится, однако прекраснодушный и недалёкий Оттон отказывается от трона, при условии, что Поппея станет его женой, и та поддерживает его просьбу. Клавдий признаёт своим преемником Нерона. Все счастливы: каждый получил желаемое.
Гримани и Гендель безо всякого пиетета отнеслись к историческим персонажам, высветив все их пороки и слабости. Здесь нет ни одного положительного героя, ни одного идеального образа, и почти ни одной сцены, лишённой иронического подтекста. Агриппина и Поппея — две интриганки и хищницы, зрелая и юная; они стоят друг друга, и каждая считает себя самой хитрой и неотразимой. Клавдий и Оттон откровенно придурковаты; первый произносит бредовые речи о величии Рима, а второй легко меняет трон на любовь ветреной кокетки. Нерон — пока ещё не законченный злодей, однако в опере Генделя полная безнравственность этого персонажа совершенно очевидна. И при всём этом «Агриппину» нельзя назвать ни комедией, ни пародийной буффонадой: музыка прекрасна, большинство арий написаны с размахом и с заботой о том, чтобы показать певцов с самой выигрышной стороны, а некоторые моменты заставляют слушателя всерьёз отнестись к страстям, обуревающим героев.

Современники сумели оценить всё остроумие этой оперы, столь непохожей на ходульные псевдоисторические драмы. После венецианского триумфа «Агриппину», уже без участия композитора, ставили в 1713 и 1724 годах в Неаполе, Гамбурге и Вене.
Интересные факты
- В «Агриппине» и «Оттоне» Гендель одним из первых освоил маленькие ариетты da capo, то заставляя голос соревноваться с инструментами в ариях блестящего и свободного виртуозного типа, то отдаваясь с особой любовью прекрасной и строгой контрапунктической ткани. В дальнейшем арии da capo были введены в моду.
- Как музыкальное целое «Агриппина» представляет собой эстетическую проблему. Исследователи обнаружили в партитуре многочисленные заимствования, в том числе из произведений Кайзера, Маттезона, Люлли и Корелли. Использовал он и собственные более ранние произведения, если их материал подходил к ситуациям, предлагавшимся либретто. Разумеется, Гендель не переносил в свою партитуру чужую музыку механически. Где-то он пользовался только темами, где-то расширял первоисточник. Но лишь пять арий в трёхактной опере были совершенно новыми. В этом смысле работа Генделя может быть названа композицией в самом прямом, исходном смысле этого слова: составление, сочетание, компиляция целого из готовых элементов.