1724 - Тамерлан (Tamerlano)

Опера Георга Фридриха Генделя "Тамерлан"

ТамерланСемь либретто из тринадцати опер, поставленных в 1720-х годах, написал для Генделя его давний знакомый Хайм. Хайм подходил к своей работе очень творчески и пользовался разными источниками, поскольку хорошо знал историю и литературу не только Италии, но и других стран.
У него было театральное чутье, он не боялся резких контрастов между сценами и неоднозначных по смыслу ситуаций. Словом, Хайм был весьма одарённым человеком, понимавшим замыслы Генделя лучше, чем кто-либо другой. На либретто Хайма были написаны, помимо раннего «Тесея», лучшие оперы Генделя 1720-х годов: «Радамист», «Флавий», «Юлий Цезарь в Египте», «Отгон», «Тамерлан», «Роделинда», а также несколько менее популярные «Птолемей» и «Сирой» (последнее либретто является переработкой текста Пьетро Метастазио). Этот список говорит сам за себя.
Драматургия, которую предлагал Хайм, гораздо больше отвечала представлениям Генделя о музыкальном театре, чем литературно взвешенные, но пресноватые либретто Ролли. Первоисточником либретто стала драма Агостино Пьовене «Тамерлан» (1711), положенная на музыку Франческо Гаспарини. Пьовене, в свою очередь, взял за основу трагедию Жака Прадона «Тамерлан, или Смерть Баязета».
 
Когда Гендель писал своего «Тамерлана» летом 1724 года, он, вероятно, не был знаком со второй версией оперы Гаспарини. В сентябре того же года Борозини приехал в Лондон и, вероятно, привёз с собой гаспариниевского «Баязета» 1719 года. Это заставило Генделя спешно переделать уже готовую оперу, и 31 октября 1724 года «Тамерлан» был поставлен в обновлённой редакции. Самое главное её отличие от изначальной версии заключалось в том, что ради Борозини (и скорее всего, по его просьбе) Гендель изменил композицию финала третьего акта, завершив действие мощной трагической сценой самоубийства Баязета.
 
Действие происходит в Оттоманской империи в 1402 году. Империю завоевал монгольский хан Тамерлан, захвативший в плен султана Баязета (Баязида I), который после длительных пыток и унижений умер в 1403 году в заточении.
Хотя главная тема «Тамерлана» — противостояние двух правителей, победителя и побеждённого, опера XVIII века была немыслима без любовной интриги. Тамерлан влюбляется в Астерию, дочь Баязета, не зная о том, что она невеста его союзника, греческого принца Андроника. Астерия делает вид, что согласна стать женой Тамерлана. От неё гневно отрекается отец, а любимый жених тяжело страдает. Но её согласие — часть плана мести. Она намерена, как только останется наедине с Тамерланом, заколоть ненавистного врага.
Этот план раскрыт, Баязет восхищается смелостью дочери, Андроник в ужасе от грозящей ей кары, однако в действие вмешивается пылкая и воинственная царевна Трапезунда, Ирена, прибывшая, чтобы убедиться в неверности Тамерлана и напомнить ему о данной клятве.
В первом варианте развязки Баязет выпивал яд, а Тамерлан примирялся с Иреной и вручал Андронику руку Астерии. Череда арий после сцены самоубийства смягчала её тяжёлое воздействие на публику и представляла Тамерлана не таким бесчеловечным извергом, каким он выглядел до этого.
В варианте, созданном для Борозини, Гендель изъял эти примиряющие номера. За смертью Баязета следует лишь краткий, очень печальный по музыке хор, текст которого очевидно противоречит музыке: «После бури нам светит луч надежды...». Финал остаётся фактически открытым. Ведь слушатель ничего не знает о дальнейшей судьбе героев, на глазах которых свершилась кровавая развязка, а в гипотетическое милосердие Тамерлана не слишком верится.
 
Тамерлан опера Георга Фридриха ГенделяСудьба этой оперы оказалась не столь благополучной. На премьере присутствовали королевская семья и весь двор, театр был полон, многие арии понравились и вскоре стали популярными, партитура была издана в 1725 году — и в том же году опера сошла со сцены, поскольку Лондон покинул тенор Франческо Борозини, без участия которого «Тамерлан» терял смысл. Он же, кстати, пел Гримоальда в «Роделинде», однако в той роли заменить его было можно, а в роли Баязета — вряд ли, по крайней мере в тот период. На образе Баязета держалась вся драма, и здесь требовался не просто певец, но и трагический актёр.
При всей драматической выразительности музыки, «Тамерлан» не снискал большой популярности и в наши дни. Опера может показаться слишком мрачной, начиная с увертюры, первые же звуки которой погружают слушателя в гнетущую атмосферу жестокой тирании. Светлых пятен в эмоциональной палитре «Тамерлана» почти нет, ибо даже мажорные арии проникнуты либо тихой печалью, либо яростным гневом (две воинственные арии Баязета). Большинство арий страдающей Астерии в минорных тональностях. Глубочайшей печалью проникнуто и предсмертное ариозо Баязета, обращённое к Астерии: «Дочь моя, не надо слёз...» Для итальянских композиторов той поры такая концентрация минора была совсем необычна. Необычным было и перемещение эмоциональных кульминаций в развёрнутые речитативные сцены, требовавшие от певцов большого актёрского мастерства.
 
Интересные факты:
  • Ни одну из предыдущих опер Генделя нельзя было бы назвать настоящей трагедией, при том, что драматических ситуаций хватало и в «Тесее», и в «Амадисе», и в «Радамисте», и в «Роделинде». Но присутствие сказочно-фантастических элементов или благополучная для всех героев развязка несколько снижали накал трагических страстей. Публике словно бы внушалось: не тревожьтесь, перед вами всего лишь театральное представление, авторы которого не намерены отпускать вас из зала в подавленном состоянии духа. В «Тамерлане» этот негласный уговор с публикой оказался нарушен. Возможно, Генделю показалось, что на родине Шекспира можно позволить себе создать подлинную трагедию также и в опере, особенно имея в распоряжении такого артиста, как Борозини.
  • Герои опер Генделя часто изъявляли желание расстаться с жизнью, но чрезвычайно редко это делали. Всего два случая самоубийства на 42 оперы (Мелисса в «Амадисе Гальском» и Баязет в «Тамерлане») — это очень немного.

© Оперный гид