Пауль Хиндемит (1895-1963) - немецкий композитор, теоретик, педагог, оставивший огромное наследие.
Не менее значительной оказалась и исполнительская деятельность Хиндемита, продолжавшаяся до конца его дней. Наконец, особое положение занимает исследовательская работа композитора - её результаты до сих пор не теряют своей актуальности. Творческая универсальность неотделима в данном случае от самосознания композитора - не случайно художественные идеалы Хиндемита оказались связанными с культурой как прошлых веков, так и современной ему эпохи, обеспечив органичное единство стиля композитора.
Хиндемит родился в Ханау-на-Майне, заниматься музыкой начал в достаточно раннем возрасте. Он обучался игре на скрипке у А. Хегнера и А. Ребнера, в 1909 году поступил в консерваторию во Франкфурте-на-Майне. Характерно, что первые шаги в музыке Хиндемит сделал как концертирующий исполнитель. С 1915 года он начинает работать в оркестре Франкфуртской опер, а также играет в квартете Ребнера (в дальнейшем исполнительская практика сыграет огромную роль и в композиторском становлении Хиндемита). Появляются и первые произведения: оперы "Убийца, надежда женщин", "Святая Сусанна", песни, камерно-инструментальные сочинения. 2 июня 1919 года во Франкфурте состоялся первый открытый авторский концерт Хиндемита (были исполнены Первый квартет, а также скрипичная и альтовая сонаты). В этот период Хиндемит испытал воздействие стилей столь различных авторов, как И. Брамс, Р. Штраус и т.д.
Особый и очень значимый период в творчестве композитора - 20-е годы. Так, в 1921-м на Донауэшингенском фестивале состоялась премьера его третьего квартета. Это было подлинной сенсацией, а сама музыка автора ознаменовала рождение нового стиля в немецкой музыке. В июне 1923 года Хиндемит прекращает работать в оркестре Франкфуртской оперы. В этом же году а Донауэшингене впервые исполняется вокальный цикл "Житие Марии" (на слова Р.М. Рильке), в последующие годы создается Камерная музыка №2,3 и 4, Концерт для оркестра, опера "Кардильяк" (по "Мадемуазель Скюдери" Гофмана). Кроме того, Хиндемит совершает ряд концертных поездок с квартетом Амара по Австрии, Германии, Швейцарии, Дании, Англии и другим странам.
В 1927 Пауль Хиндемит переезжает в Берлин, где начинает преподавать в Государственной высшей музыкальной школе. В следующем году композитор принимает участие в так называемом Молодежном движении, продолжаются гастроли композитора (в том числе в СССР: в 1927-1929 он неоднократно выступал в Ленинграде). Композитор постоянно расширяет сферу своих музыкальных увлечений - в 1929-м он обращается к музыкальному искусству прошлого, изучая античные и средневековые памятники теоретической мысли, исполняя произведения барокко. Деятельность Хиндемита становится все более масштабной - это выступления в качестве дирижера, исполнителя на различных инструментах (среди которых виола д'амур, альт), участие в научных конгрессах.
В 1935 году было завершено одно из самых значительных произведений Хиндемита - опера "Художник Матис" (в её основе - трагическая судьба выдающегося художника XVI века Матиса Грюневальда). В то же время начинается компания против композитора в нацистской прессе (достаточно вспомнить о том, что официальный нацистский журнал объявляет музыку Хиндемита "неприемлемой для Германии"). Все это не повлияло на творческую активность композитора - на следующий год он принимает приглашение турецкого правительства принять участие в реформе музыкального обращования, совершает ряд других поездок (так, в Лондоне пои его участии состоялась премьера "Траурной музыки").
В 1938 году Хиндемит покидает Берлин и живет два года в Швейцарии (в это время он завершает свой науйно-педагогический труд "Руководство по композции"). В 1940-м композитор переезжает в США, где начинает преподавать в университете Буффало, а также в Уэллс-колледже и Йельском университете. Американский период жизни Хиндемита оказался также весьма насыщенным - помимо педагогической деятельности и многочисленных гастролей он продолжает создавать сочинения, среди которых "Тема и четыре вариации", Симфония in Es, балет "Четыре темперамента" (написанный для труппы Дж. Баланчина), фортепианный цикл "Ludus tonalis" ("Игра тональностей"), впервые исполненный У. Мак-Грегором в Чикаго.
В послевоенные годы Хиндемит несколько раз посещает Европу, читает лекции в Гарвардском университете, выступает на баховских торжествах в Гамбурге. В это же время он создает оперу и симфонию "Гармония мира" (в центре этих сочинений - личность выдающегося немецкого ученого и мыслителя И. Кеплера), а также пишет книгу "Мир композитора", посвященную проблемам эстетики, социологии, педагогики и еще широкому кругу вопросов.
В 1950 году Хиндемит принимает решение о переселении в Швейцарию. В 1957 он вынужден отказаться от педагонической работы ради исполнительской деятельности. Действительно, последние годы жизни композитора прошли под знаком интенсивных гастролей в Австрии, Германии, США, Италии, а последнее публичное выступление композитора состоялось за полтора месяца до его смерти.
Стиль музыки Хиндемита отличается необычайной ясностью средств выражения, приближающейся к эмоциональной сдержанности и даже сухости. Романтическая экспрессия и взволнованность им полностью избегаются, так же как и открытая экспрессия в принципе. На первом плане всегда конструктивная сторона мышления, четкая дисциплина, исключающая произвол фантазии.
Нетрудно понять, что подобный "конструктивизим" имеет вполне определенную музыкальную основу, которая связана прежде всего с полифоническим типом мышления. Один из самых ярких примеров - фортепианный цикл Ludus tonalis своеобразная энциклопедия контрапунктической техники. Цикл состоит из интерлюдий и фуг (в их числе стреттные, инверсионные, двойные и тройные), его обрамляют прелюдия и постлюдия. Причем, постлюдия представляет собой зеркальное обращение прелюдии. Подобная идея обращения лежит и в основе скетча "Туда и обратно" (вторая половина этого произведения представляет собой зеркальную инверсию первой).
Известно, что в XX веке именно полифония стала одним из ведущих планов в системе музыкальных средств, как бы компенсируя усложнение гармонического языка. Одновременно возрастающая роль полифонии была связана обращением к искусству прошлого (Ренессанса и Барокко), также крайне значимым для XX века. Интерес Хиндемита к старинной музыке реализовался в различных сферах. Помимо её активного изучения он принимает участие в её исполнении, наконец сам создает обработки и редакции сочинений старых мастеров - это "Орфей" К. Монтеверди, расшифровки партии basso continuo в произведениях И. С. Баха и Г. Генделя.
Отдельно следует остановиться на звуковысотной организации музыки Хиндемита. В его представлениях все звуки хроматической гаммы равноправны между собой. Несмотря на то, что некоторые из них находятся далеко от тонального центра, а некоторые - близко, все они в одинаковой степени принадлежат тональности, поэтому в любой тональности оказывается не семь, а двенадцать ступеней. Таким образом, концепция Хиндемита отказывается от понятия альтерации, рассматривая все звуки как диатонические. Сам же тональный центр образует некую точку притяжения, к которому направлены тяготения всех остальных тонов. Хиндемит определил также степень тяготения различных тонов по отношению к основному тону на основании акустических свойств звука. С точки зрения звуковысотной организации музыка Хиндемита оказывается противоположной музыке нововенской школы, например, в которой очевидна децентрализация, отказ от жесткого подчинения всех тонов единому центру.
Характерно, что значительная часть наследия Хиндемита связана не с вокальной, а с инструментальной музыкой. Здесь творческий диапазон композитора весьма внушителен - от масштабных симфоний (среди них - "Serena", а также уже упоминавшиеся "Художник Матис" и "Гармония мира") и инструментальных концертов до камерно-инструментальных сочинений, включая сборники учебных пьес для любительского музицирования.