Моцарт Вольфганг Амадей

Вольфганг Амадей Моцарт – гений из гениев!

МоцартАвстрия, город Зальцбург, XVIII в. В семье Иоганна Георга Леопольда и Анны Марии Пертль Моцарт родился мальчик, которого окрестили на следующий же день в Соборе города – центре музыкальной жизни, и о чём в церковной книге была сделана запись: «Иоганнес Хризостомус Вольфгангус Теофилус Моцарт, родился 27 января 1756 г.» Далее следовали полные имена, даты и места рождения родителей и единственной оставшейся в живых из шестерых детей Моцартов, сестры - Марии Анны Вальбург, Наннерль, бывшей на тот исторический момент, старше Вольфганга на 5 лет.
Мальчик рос на удивление крепеньким, хотя и вызвал поначалу у родителей тревогу, выживет ли их последыш, ведь столько детей умерло у них. Но Вольферль хоть и родился с маленьким весом, но рос, радовал и восхищал не только своих родных, но и друзей отца, который работал помощником капельмейстера зальцбургского архиепископа Шраттенбаха. Он играл на органе, давал уроки музыки, занимался с хором мальчиков, играл в придворном оркестре на скрипке и был ещё и придворным композитором. По учебному пособию Леопольда Моцарта «Versuch einer grandlichen Violinschule» («Эссе об основах игры на скрипке»), переведенному на многие языки, в том числе и на русский, училось не одно поколение скрипачей. Занят был Леопольд круглые сутки, но в сыне Вольферле увидел и услышал дарование будущего гения человечества!
Первые игры и забавы, ещё не умеющего ходить Вольфганга Амадея Моцарта, сопровождались тоненьким поющим голоском, мелодии были из слышанных им дома репетиций отца с друзьями – музыкантами, пьес учеников-скрипачей, игры на клавесине старшей сестры Наннерль. И повторял он их интонационно точно, как и подобает ребенку с абсолютным музыкальным слухом. Подумать только! Едва начавший самостоятельные шажки мальчик, еще с трудом дотягивающийся до клавиатуры клавесина в свои 2 года, он подходил к инструменту, перебирал клавиши крохотными ручками и подбирал терции! Если кто-то играл на клавесине поздно вечером, Вольферля трудно было уговорить идти спать. Он готов был проводить все время в музыкальной комнате, где раздавались эти волшебные звуки. А ведь и мама, и папа пели ему такие сладкие колыбельные песни, от которых все равно скоро не уснешь, они продолжают звучать и во сне в его беспокойной головушке.
Леопольд видел, какими способностями награжден сын и уже с 3-летнего возраста решил учить его игре на клавесине. Вольферль так легко все воспринимал! Сначала он повторял все, что играл папа и очень огорчался, если слышал, что допустил ошибку. Исправившись, он больше не повторял ее. Занятия усложнялись, ребенок играл упражнения и гаммы, но с такой радостью и восторгом, его не надо было заставлять это делать, они звучали для него, как настоящая музыка! К 4-м годам Вольферль уже играл менуэты. Папа преподавал своему маленькому сынишке правила чтения рукописной партитуры и законы композиции на примере своих произведений. Мальчик легко мог сыграть с листа скерцо и менуэты, которые предлагал папа. Вместе с сестренкой он начинал играть в 4 руки, вторя ей и чутко слушая ее ведущую первую партию.
С этого же, 4-летнего, возраста Леопольд начал учить сынишку читать, писать и считать. Арифметика была любимым занятием Вольферля. Когда он мелом писал цифры на доске, они не умещались там и были рассыпаны и по стенам, и по столу, и по стульям. Сам малыш говорил, что вырастет и будет сочинять музыку, как папа, и арифметику нужно знать, чтоб лучше сочинять. Так говорил папа. Помните, у А.С. Пушкина «Поверил Я алгеброй гармонию…» («Моцарт и Сальери»)? И, действительно, эти две науки идут рядом – математика и музыка! И в 4 года маленький Моцарт сочинил свой «Первый Концерт для клавесина», записывая его чернилами, которые брызгали во все стороны, а он упорно продолжал работать, размазывая кляксы по бумаге и не обращая внимания ни на что вокруг. За этим занятием и застали его Леопольд с господином Шахтнером, другом отца, хорошим трубачом, скрипачом, поэтом и литератором. И, усомнившись, что такой малыш может сочинить сложное произведение, но просмотрев его каракули, увидели безупречно правильное построение и форму «Концерта», но очень трудного для исполнения, о чем ему тут же и сказали. На что мальчик резонно заметил, что надо же разучить сначала, а потом уж играть. Напомним! Ему было всего 4 года!
Леопольд бережно сохранил все детские произведения сына, начиная с этой его первой работы, которые потом посыпались одна за другой - это были концерты, менуэты, сонатины и сонаты, марши и дуэты для разных инструментов, существующих в оркестре в те годы. Успешные занятия привели к тому, что в возрасте около 5 лет Вольфганг Амадей Моцарт играл на скрипке, а к 6 годам и на органе, поражая своей отточенной природной техникой. Но любимым инструментом оставался клавесин. Многие маститые музыканты придворного оркестра при зальцбургском архиепископе Шраттенбахе, слушая игру маленького Вольферля, советовали его отцу отдать обоих детей на обучение в Италию… Но Леопольд и помыслить не мог, чтобы отправить их на чужую сторону. В то же время им крепко завладела идея гастролей по Европе, желание показать вундеркинда самой императрице Марии Терезии! Первое выступление 6-летнего Вольфганга Амадея Моцарта и его сестры Наннерль состоялось в столице Австрии Вене. Далее Франция, Англия, Голландия, Италия и много других стран посетили Моцарты, показывая чудо-ребенка, но не заработав лишних дукатов…
А впереди мир ждала Симфония №1 ми бемоль-мажор, сочиненная Вольфгангом Амадеем Моцартом в 8 лет!

© Оперный гид