Говорят, что свет звёзд доходит до нас ещё долго после того, как сама звезда погаснет. Это оттого, что они так далеки от нас. Или, может быть, оттого, что так ярки. Бывают люди – как звёзды. Они светят нам, а когда уходят, то этого почти никто не замечает. Это потому, что с нами остаётся сила их любви и беспрерывное сияние их таланта. Сейчас модно снимать сериалы, и жизнь Каллас могла бы стать основой одного из них. Хотя кто бы смог отважиться на реализацию такого проекта? Нужно обладать особым внутренним чутьём и талантами Франко Дзеффирелли, снявшего фильм «Каллас навсегда», и Фанни Ардан, исполнившей в нём главную роль, чтобы хоть приблизительно передать глубину души Примадонны и тягостную драму её неприкаянной жизни.
Величайшая актриса ХХ века Мария Каллас (Maria Callas) родилась 2 декабря 1923г. в Нью-Йорке. Она стала универсальной оперной певицей с огромным репертуаром. Благодаря своей матери Евангелии Мария (полная фамилия - Калогеропулос) слушала классическую музыку с трех лет. В пять она начала брать уроки игры на фортепьяно, а в восемь – уроки вокала. Когда ей исполнилось 13, они с матерью переезжают в Грецию, откуда происходили родители Марии. В четырнадцать лет она уже поступила в Афинскую консерваторию. Когда Афины уже были заняты немцами, Каллас впервые выступает в 1941 г. перед публикой на сцене оперного театра, исполняя партию Тоски.
После войны она возвращается в Америку, где переживает ряд неудач. Многие её творческие надежды не осуществляются, от многих предложений ей приходится отказываться самой из-за своего большого веса, по поводу которого она сильно переживала долгое время. Перелом наступил в 1947, когда после бурного успеха на легендарной Арена ди Верона ей открывается путь в свет большого искусства. Она заворожила публику своим пением.
В ее голосе была изюминка – особая приглушенность в среднем регистре. Критики называли это недостатком, а слушатели – очарованием. На протяжении многих лет Каллас все больше завоевывала сцену. Она исполняет главные партии у знаменитых дирижёров, выступает во многих странах мира, а в 1950 г. покоряет Ла Скала, становясь кумиром всех ценителей музыки. Современники Каллас отмечали её удивительный дар: она могла исполнять что угодно. Колоратура, лирика, драматизм, – для неё не составляло труда петь любую музыку. Это было так, – поражались слушатели, – «словно четыре голоса жили в одном горле». Она записывалась на пластинки, пела на радио и телевидении, регулярно давала выступления в лучших оперных театрах мира (Ла Скала, Ковент-Гарден, Чикагская опера, Метрополитен-опера). Оперная певица исполняла не только классические партии, такие как в опере «Травиата» или Кармен.
Каллас удаётся в рекордные сроки похудеть на 30 килограммов. Преобразившаяся дива завоёвывает лучшие сцены Европы и Америки, исполняя музыку величайших оперных композиторов – Верди, Пуччини, Доницетти, Вагнера. На большую сцену вернулись образы, популярные в XVIII—XIX века: оперные постановки «Пират» Беллини, «Орфей и Эвридика» Гайдна, «Турок в Италии» Россини и многие другие. Каллас возродила феномен «свободного» сопрано, со всеми его достоинствами (такими, как диапазон в 2,5 октавы, искусная колоратурная техника во всех регистрах) и так называемыми недостатками (не всегда естественным звучанием переходных нот и чрезмерной вибрацией на высоких нотах). Мария КалласБолее двадцати лет Каллас сопутствовал невероятный творческий успех.
Но в 1959 г. в её жизни происходят неутешительные перемены, приведшие в итоге к уходу со сцены. Она начинает терять голос. Причиной этому мог стать дерматомиозит (по одной из версий, именно эта редкая болезнь могла привести к смерти Каллас, наступившей в 1977 г.). Болезни сопутствуют интриги, певица разрывает сотрудничество с ведущими оперными сценами. В 1965 г. актриса была вынуждена покинуть сцену из-за сложных жизненных обстоятельств. Тем не менее, пресса о ней не забывала.
Ещё в 1949 г. Каллас заключает брак с Джованни Менегини, бывшим намного старше Марии. Муж всячески заботился о Каллас, он был её искренним другом и советником, но вряд ли – воплощением её мечты о счастье и любви. В 1957 г. Каллас встретилась с греческим миллиардером Аристотелем Онассисом, с которым у неё завязались близкие, но очень непростые отношения. Несмотря на постоянные скандалы, их связь продолжалась до 1968 г., когда Каллас узнала о женитьбе Онассиса на Жаклин Кеннеди.
Ее отношения с Онассисом, греческим мультимиллионером, оставались достоянием общественности. Через некоторое время сплетни поутихли. В 1973 г. Мария приняла решение вернуться на сцену. Публика встретила ее бурными овациями. Критики злословили, но певицу это нисколько не смущало. Ведь для нее не было критика строже, чем она сама. В дальнейшем оперная дива нелюдимо проживала в Париже, где и закончилась её жизнь. Её кремировали, и прах великой певицы развеяли над Эгейским морем. Актриса скончалась в 1977 г. в Париже. Еще при жизни она стала настоящей легендой, ведь у нее был особый талант: она могла открывать в оперных партиях новые, неизведанные красоты. Восторженные слушатели даровали Марии Каллас титул La Divina (божественная), который сохранился за ней и после смерти.