
История создания Проблема новой советской оперы давно висела в воздухе. Громоздкий, освященный традициями и пристрастиями меломанов жанр с трудом поддавался обновлению. Пробовали переделать старые оперы на новый лад (оперу Глинки «Иван Сусанин», к примеру, переделали, не трогая музыки, в оперу «Серп и молот», а оперу Мейербера «Гугеноты»—в «Декабристов»). Немногие оперы этого периода—«За красный Петроград» Гладковского и Пруссака, «Орлиный бунт» Пащенко, «Степан Разин» Триодина—сохранились сегодня лишь в учебниках и энциклопедиях как своеобразные памятники своей эпохи. К идее оперы на гоголевский сюжет Шостакович пришел не сразу. Сначала долго искал материал среди современной литературы и лишь затем «пришлось обратиться к классикам» — Салтыкову-Щедрину, Чехову, Гоголю. Он выбрал «Нос».
Сочинение оперы было в самом разгаре, когда неожиданно в начале января 1928 года Шостаковича пригласили на должность музыкального руководителя Театра имени Мейерхольда (ГОСТИМ) в Москве. Обстановка коллективного творчества, царившая в театре поспособствовала развитию творчества композитора. Шостакович многое воспринял от мейерхольдовской режиссуры. (Он сам признавался, что «как-то по-иному даже стал писать музыку».) И может быть, именно благодаря ей так зрело, так классически точно вылеплена гигантская эксцентрическая маска «Носа» — первого сценического произведения Шостаковича.
На первый взгляд, в «Носе» композитор сохранил все, что полагалось иметь всякой уважающей себя приличной опере: и оркестровые вступления, и арии, и ансамбли, и пышные финалы. Но какой глумливой гримасой были искажены их благообразные черты! Судорожная скороговорка вместо кантилены; квартет, в котором партнеры не слышат и не видят друг друга, ибо находятся в разных домах (!) Петербурга; ансамбль (из восьми дворников!) без малейших признаков стройности и благозвучия, и прочая, и прочая... В вихревом движении картин-кадров сменяли друг друга канканы, галопчики и полечки, верещал, поражая самыми немыслимыми тембрами, оркестр, сопел возбужденный происходящим хор зевак, нервно отсчитывали время в погоне за Носом ударные. На едином дыхании разворачивалось в музыке «невероятное происшествие» с носом майора Ковалева, куда оказались втянуты дворники и бублики, полицейские и зонтики, цирюльник и персидский принц. По воле композитора на всех структурных уровнях оперная форма отчуждалась от привычного содержания, как отчуждались, по правилам этой парадоксальной игры, самые привычные вещи и понятия от присущих им форм бытия. Ковалев получает ответ Подточиной на свое к ней письмо, еще не прочитанное самой Подточиной; толпа в массовых сценах гоняется за Носом, бодро... стоя на месте. Время поворачивает вспять, движение оборачивается неподвижностью—шаржируется всё, вплоть до незыблемых законов естества.
Заканчивал оперу Шостакович уже в Ленинграде, оставив работу в ГОСТИМе и вернувшись домой. Осенью 1928 года готовая опера появилась в Ленинградском государственном Малом оперном театре (МАЛЕГОТ). Второй экземпляр партитуры Шостакович отправил в Москву. Он хотел, чтобы в Москве «Нос» ставил Мейерхольд. Занятость режиссера помешала осуществлению постановки, и московская премьера «Носа» состоялась не скоро— лишь в 1974 году. В Ленинграде постановка тоже оказалась не быстрой, премьерная постановка прошла лишь 18 января 1930 года.

Первая реакция критики—оцепенение—была до странности схожа с финальной сценой «Ревизора». Но длилась она недолго. «Сатира не может быть смешной»,—сказали строгие товарищи и двинулись сплоченным строем. Но были и противоположные точки зрения. Ожесточенная дискуссия, в которой противников оперы было больше, размахнулась на несколько номеров журнала «Рабочий и театр». И спор шел, в сущности, уже не столько о «Носе», сколько о путях развития советской оперы вообще, о ее задачах и возможностях. Опера «Нос» выдержала шестнадцать представлений—четырнадцать в сезоне 1929/30 года и два(!) в сезоне 1930/31 года, после чего надолго исчезла со сцены. Путь «решительной советизации оперного репертуара» оказался весьма тернистым.
По книге Лукьяновой Н.В. «Д.Д. Шостакович»
Интересные факты
- Во время подготовки премьеры исполнители вокальных партий, а одному из них предстояло пропеть весь спектакль с зажатым носом, тем не менее оценили удобство и естественность вокальных партий, которые отнюдь не отличались простотой и напевностью. Во многом воодушевление было связано с важностью происходящего: на сцену выходила первая советская опера, новая по теме, драматургии, форме и языку.
- В 1934 году Борис Асафьев напишет горькое послесловие к истории первой оперы Шостаковича. «Судьба талантливой оперы „Нос"—глубоко печальна. Когда юноша-композитор осмелился раскрыть музыкой подлинную гоголевскую жизнь и через то „разделаться" с тревожившими его воображение „образами прошлого", то вместо тщательной оценки его... просто обвинили в формализме. Очевидно, если бы Шостакович рассказал эту новеллу Гоголя идиллически наивным музыкальным языком „Майской ночи" Римского-Корсакова,— он не был бы формалистом. ...Эта опера—одно из поразительных явлений рождения нового содержания в оценке одной из жутких эпох петербургской действительности и — соответственно этому— рождение нового стиля и новой фактуры русской оперы». Б. Асафьев. «О творчестве Шостаковича и его опере „Леди Макбет"». 1934