Опера Отелло Джузеппе Верди

Действие 1. Мавр Отелло, боевой генерал, прибыл домой на корабле, победив непогоду и турков. Его встречают радостным хором соотечественники, и среди них есть два недоброжелателя – Яго и Родриго. Яго, желая скомпрометировать Кассио, помощника Отелло, напоил его допьяна, в результате чего генерал лишил его чина. Завершается действие красивым дуэтом любящих друг друга супругов – Отелло и Дездемоны.
Действие 2. Дворец Отелло. Яго, якобы из дружеских побуждений, советует Кассио попросить Дездемону похлопотать за него. Он устраивает их встречу, и в самый разгар беседы появляется Отелло. Яго сеет сомнения в душе мавра: не слишком ли разговор долог и дружелюбен? Когда жена стала просить о снисхождении к Кассио, ревность вспыхивает с новой силой. Он жалуется на головную боль, Дездемона пытается повязать его голову платком, но он швыряет платок на землю. Подобрала его жена Яго, фрейлина Дездемоны. Коварный Яго, наблюдавший эту сцену, льстиво утешает Отелло и предлагает проверить верность жены. Сказав, что видел её платок у Кассио, советует попросить показать эту вещь. Если её не окажется, значит, Дездемона неверна. Отравленный ядом ревности, мавр клянётся отомстить изменнице.
Действие 3. Дездемона вновь просит мужа о Кассио, что вводит ревнивца в страшный гнев. Он просит повязать ему голову платком, но когда его не обнаруживается, обвиняет жену в измене. Недоумевающая, она клянётся в верности, но муж в ярости прогоняет её. Яго предлагает Отелло подслушать разговор. Он беседует с Кассио о некой даме лёгкого поведения, но Отелло решил, что речь о Дездемоне. В конце беседы Кассио достаёт из кармана платок, который ему незаметно подложил Яго. Увидев это, мавр окончательно убеждается в измене жены и набрасывается на неё, а потом теряет сознание.
Действие 4. Дездемона готовится ко сну. Входит Отелло, гасит свечу и с поцелуем спрашивает, молилась ли она. Поняв, что муж намерен её убить, женщина клянётся в своей любви и верности. Отелло душит её. Узнав, что никакой измены не было, он закалывает себя мечом.
История создания

Верди несколько раз вносил правки в либретто, желая максимально приблизить текст к источнику, но и одновременно внести что-то своё. Так, он убрал малозначащие бытовые детали, во главу угла поставив конфликт Отелло и Яго. К моменту премьеры композитору было 74 года, а вскоре опера была признана шедевром и самым совершенным творением великого итальянского композитора.
Интересные факты
- Роль Яго здесь укрупнена настолько, что у Верди и Войто была мысль назвать оперу его именем. Тому была и ещё одна причина: нежелание сравнения с «Отелло» Россини. Но Верди решил, что уж лучше быть побеждённым, чем укрыться под названием «Яго».
- Во время первого действия композитор стоял за кулисами с листом жести в руках и имитировал гром, однако шквал аплодисментов затмил эти звуки.