«Беатриче ди Тенда» - опера-трагедия в двух актах, итальянского композитора Винченцо Беллини. Либретто на итальянском языке написал друг композитора Феличе Романи по одноименному роману К. Тедальчи-Фореса. В 1833 году, 16 марта состоялась долгожданная премьера оперы в стенах театра «Ла Фениче». В основе оперы итальянская хроника XV века, повествующая о горестной судьбе графини Беатриче ди Тенда, несправедливо обвиненной в прелюбодеянии и казненной по приказу её мужа вместе с мнимым любовником. Роковую роль в судьбе Беатриче сыграла её придворная дама Аньезе, желавшая занять место госпожи на герцогском престоле.
Краткое содержание
Акт первый.
Сцена первая. Двор замка Бинаско. Жестокий герцог Филиппо вместе со своей женой Беатриче приехал на бал, который устроил Риккардо дель Мано. Герцог слышит чудесное пение его сестры Аньезе и не может сдержать восхищения, он входит в замок, готовый бросить жену ради прекрасной певицы. В замок идут Оромбелло и его друг Риккардо – хозяин бала. Оромбелло раньше имел роман с Аньезе, но сегодня его пыл направлен ан Беатриче. Он желает явиться на свидание к жене графа.
Сцена вторая. Покои Аньезе. Оромбелло окончательно рвет отношения с Аньезе, к которой он успел охладеть. Он решает вернуть ей все ее любовные письма, но среди них случайно оказалось одно любовное послание от имени самого Оромбелло, адресованное Беатриче. Аньезе, прочитав это письмо, решает отомстить.
Сцена третья. Беседка в тени замкового сада.
Здесь Беатриче думает о своем одиночестве и горькой доле быть замужем за жестким человеком, который давно охладел к ней. Появившийся Филиппо затевает перепалку с женой, обвиняя ее в политическом заговоре, он объясняет сопровождающему его Риккардо, что ему нужен лишь предлог, чтобы избавиться от надоевшей супруги.
Акт первый.
Сцена первая. Двор замка Бинаско. Жестокий герцог Филиппо вместе со своей женой Беатриче приехал на бал, который устроил Риккардо дель Мано. Герцог слышит чудесное пение его сестры Аньезе и не может сдержать восхищения, он входит в замок, готовый бросить жену ради прекрасной певицы. В замок идут Оромбелло и его друг Риккардо – хозяин бала. Оромбелло раньше имел роман с Аньезе, но сегодня его пыл направлен ан Беатриче. Он желает явиться на свидание к жене графа.
Сцена вторая. Покои Аньезе. Оромбелло окончательно рвет отношения с Аньезе, к которой он успел охладеть. Он решает вернуть ей все ее любовные письма, но среди них случайно оказалось одно любовное послание от имени самого Оромбелло, адресованное Беатриче. Аньезе, прочитав это письмо, решает отомстить.
Сцена третья. Беседка в тени замкового сада.
Здесь Беатриче думает о своем одиночестве и горькой доле быть замужем за жестким человеком, который давно охладел к ней. Появившийся Филиппо затевает перепалку с женой, обвиняя ее в политическом заговоре, он объясняет сопровождающему его Риккардо, что ему нужен лишь предлог, чтобы избавиться от надоевшей супруги.
Сцена четвертая. Площадка с изваянием Фачино Канне.
Оромбелло признается в любви Беатриче, но она не собирается изменять мужу. Тут появляется герцог Филиппо, которого подослала отвергнутая Аньезе, следившая за каждым шагом своего бывшего возлюбленного. Аньезе показывает Филиппо письмо как доказательство преступной связи между Оромбелло и его супругой. Слуги герцога берут под арест обоих.
Акт второй.
Сцена первая. В зале суда. Страсти в зале суда достигают высшего накала. Герцог требует пыток для Беатриче и Оромбелло, которые рассказывают все, как было и не признают своей вины. Их уводят. Но Аньезе понимает, что ее обман зашел слишком далеко и рассказывает правду герцогу о том, обвинение на самом деле ложное, сделанное ею из ревности к Оромбелло. Герцог смягчается и готов прервать суд, но в это время под пытками Оромбелло признает свою вину. Герцог объявляет о предстоящей казни обоих.
Сцена вторая. Коридор, ведущий к лобному месту. Хор с трепетом ожидает появления Беатриче, но она совершенно спокойна и дарит прощение повинившийся Аньезе. Рядом ведут на казнь и Оромбелло, он прощается с Беатриче и Аньезе.
Оромбелло признается в любви Беатриче, но она не собирается изменять мужу. Тут появляется герцог Филиппо, которого подослала отвергнутая Аньезе, следившая за каждым шагом своего бывшего возлюбленного. Аньезе показывает Филиппо письмо как доказательство преступной связи между Оромбелло и его супругой. Слуги герцога берут под арест обоих.
Акт второй.
Сцена первая. В зале суда. Страсти в зале суда достигают высшего накала. Герцог требует пыток для Беатриче и Оромбелло, которые рассказывают все, как было и не признают своей вины. Их уводят. Но Аньезе понимает, что ее обман зашел слишком далеко и рассказывает правду герцогу о том, обвинение на самом деле ложное, сделанное ею из ревности к Оромбелло. Герцог смягчается и готов прервать суд, но в это время под пытками Оромбелло признает свою вину. Герцог объявляет о предстоящей казни обоих.
Сцена вторая. Коридор, ведущий к лобному месту. Хор с трепетом ожидает появления Беатриче, но она совершенно спокойна и дарит прощение повинившийся Аньезе. Рядом ведут на казнь и Оромбелло, он прощается с Беатриче и Аньезе.
История создания
Беллини создал эту замечательную оперу, посмотрев балет в итальянском театре «Ла Скала» с тем же сюжетом. История долго не отпускала композитора, и он попросил Романи придумать либретто. Отношения поэта и композитора в тот период переживали не лучшие времена, к тому же Романи был загружен работой, поэтому либретто к желаемому сроку так и не было написано. Но его ждали и требовали театры, например, театр «Ла Фениче», заключивший жесткий контракт с Беллини. Под давлением полиции Романи засел за работу, но дружеские отношения с композитором были испорчены. Дата премьеры два раза переносилась, что вызвало несказанный ажиотаж у публики - музыка оперы полна высокого драматизма, а в финале (сцена казни) достигает большой эмоциональной силы. Однако опера практически провалилась, будучи показанной всего лишь пять раз! Для Беллини это был тяжелый удар. По его словам, хотя «Беатриче ди Тенда» не так уж и хороша, как ее сестры (оперы Мария Стюарт и Анна Болейн Доницетти), он не менее дорога для него.
Интересные факты
- Над подготовкой представления трудилась также дива театра по имени Джудитта Паста, которой досталась и вокальная партия главной героини Беатриче на первом показе.
- Перенос даты премьеры «Беатриче» и провал оперы на сцене связан в основном с тем, что певцы не одолели своих партий (особенно баритон и меццо).
- После этой неудачи композитор написал в письме Шопену: «Надеюсь, моя «Беатриче» еще отомстит за себя!». При этом сам Шопен очень тепло относился к этой опере и, по преданию, даже завещал играть на собственных похоронах молитву Беатриче, исполняемую Дельфиной Потоцкой.
- В России опера была впервые поставлена в Одессе силами итальянской труппы в 1839г, а также в Петербурге 17 ноября 1845г силами Итальянской императорской оперы.
- Одна из лучших исполнительниц заглавной роли современности - Дж. Сазерленд.