1786 - Женитьба Фигаро (Le nozze di Figaro)

Опера Вольфганга Амадея Моцарта "Женитьба Фигаро"

Женитьба ФигароНесмотря на распространенность мнения, что на создание «Женитьбы Фигаро» по мотивам одноименной пьесы Бомарше Моцарта вдохновил успех «Севильского цирюльника» Паизиелло, это не является правдой в полной мере. В тот период пьесы Бомарше и без того были очень популярны благодаря легкому слогу, юмору, и ненавязчивой иронии над несправедливым социальным расслоением. Бомарше демонстрировал, что люди простого происхождения могут быть не менее, а подчас и более сообразительными и благородными, чем носители аристократических титулов. Это позволило ему снискать широкую популярность в народе, а талант и драматургическое дарование способствовали тому, что его пьесы достаточно высоко ценились и в высших слоях общества. Поэтому тот факт, что и Моцарт обратил на них внимание, легко объясняется их тогдашней актуальностью, и прогрессивностью для своего времени.
 
Текст для будущей оперы писал известный итальянский либретист Лоренцо да Понте, переложив сюжет пьесы Бомарше в стихотворную форму. Тем не менее, путь к сценической постановке оперы был непростым. Социальная острота произведения сослужила в этом случае недобрую службу, и император поначалу запретил ставить оперу по мотивам пьесы, во многом высмеивающей аристократию, на сцене Императорского театра. Разрешение было получено только после внесения изменений – текст был частично отредактирован, а некоторые моменты и вовсе были удалены. Тогда возникла новая проблема: видя, что император больше не противится постановке оперы, против нее стали выступать многочисленные противники и завистники Моцарта из музыкальных кругов, считающие, что он снискал популярность незаслуженно. Видя это и не желая вникать в профессиональные интриги, император приказал начать постановку как можно быстрее.
Создавая оперу «Женитьба Фигаро», Моцарт во многом пошел против существующих тогда канонов и использовал новаторские решения. Так, например, в то время было принято считать заслуживающим внимания в основном голос певца, музыка же считалась не особенно важным обрамлением. Моцарт, как композитор и музыкант, не мог с этим согласиться, и создал партитуру, в которой музыкальным инструментам уделяется на меньше внимания, чем вокалу. Музыка живет собственной жизнью, оркестр создает картины в сознании слушателей и провоцирует их на эмоции. На тот момент такое решение было более революционным, чем поставить оперу, в которой простолюдин высмеивает аристократа, на сцене Императорского театра. Тем не менее, такой подход оправдал себя, и во многом вдохновил композиторов будущего, подхвативших и развивших эту идею. До кульминации ее довел Рихард Вагнер, буквально вынеся звучание оркестра на первый план и растворив голос певца в музыке.
 
 
Премьера оперы состоялась в венском Бургтеатре 1 мая 1786 года и прошла достаточно успешно, ее посетило большое количество зрителей, и постановка была воспринята тепло. Тем не менее, ее популярность оказалась кратковременной. В основном это произошло из-за того, что публика восприняла «Женитьбу Фигаро» Моцарта просто как смелый эксперимент, и очень быстро вернулась к традиционным, привычным оперным постановкам. Классическая в наше время опера, являющаяся одной из самых известных в мире, на тот момент была странным новшеством, ломавшим привычные каноны и несущим революционные настроения. Тогда среди критиков было популярно мнение, что Моцарт и да Понте придали слишком большую серьезность шуточной, буффонадной пьесе, не заслуживающей того. Ожидалось, что опера будет веселой и легкомысленной, в духе «Похищения в Серале», более «giocosa», то есть игривой. Несерьезный жанр рококо не вмещал в себя глубокий подтекст, скрывающийся за шутками и комическими на первый взгляд ситуациями.
Тем не менее, постановка в Праге в декабре того же года прошла с оглушительным успехом, завоевав симпатии как зрителей, так и большинства критиков. Это было началом всеевропейской популярности оперы, позже в других городах и странах ее принимали гораздо благожелательнее чем в Вене, и опера стала одной из самых известных в то время. Прошли годы, а потом и века, но «Женитьба Фигаро» не утратила своей актуальности. Она обрела популярность и за океаном, ее много раз ставили на лучших мировых сценах, а исполнить главные партии стало честью для самых известных и талантливых оперных певцов мира.
 
Опера Моцарта Женитьба ФИгароОсновная тема оперы – превосходство сообразительного и смелого молодого человека из народа над распущенным глуповатым дворянином, который абсолютно не уважает окружающих его людей, в том числе и собственную жену. Идеей Моцарта было сохранить сюжет и дух пьесы Бомарше, сделав при этом персонажей живее и глубже, придав их переживаниям серьезность. Несмотря на то, что речь идет об опере-буффе, где по закону жанра все события предстают в комическом свете, героям получается сочувствовать и сопереживать. Графиня Розина с искренней горечью переживает предательство мужа, а Марцелина, персонаж второстепенный и откровенно фоновый, неожиданно серьезно относится к новости о том, что Фигаро – ее сын. Партия Марцелины по звучанию следует за событиями, и в переломный момент оттуда исчезают поверхностные, комические интонации, уступая место неподдельному волнению и искренним чувствам.
Но одним этим новаторство Моцарта не ограничилось, он пошел дальше, внеся изменения и в техническую сторону оперы. Он сделал более значительной роль ансамблей, количество которых стало соответствовать количеству арий. По принятой традиции сюжет в основном освещался в речитативах, перемежающих арии, а сами арии и ансамбли были чем-то вроде красивой, но бессюжетной остановки в действии оперы. Моцарт же придал им смысловую насыщенность, и они стали полноценными двигателями сюжета. Это сыграло огромную роль в развитии жанра, и во многом повлияло на подход других авторов.
 
Интересные факты:
  • Несмотря на то, что премьера оперы состоялась в Вене, в первом составе исполнителей не было ни одного австрийца или немца. Тогда на оперной сцене господствовали другие нации, а сам Моцарт высказался об этом так: «Сегодня немецких певиц и певцов можно пересчитать по десяти пальцам рук».
  • Во время премьеры в Императорском театре восторг публики был таким бурным, что артистов многократно вызывали на бис, и они успели заметно устать. Император был недоволен этим и запретил бисирование в дальнейшем, чтобы избежать возможного вреда здоровью артистов. Кроме того, ему не понравился тот факт, что артистам пришлось вокально «соперничать» с непривычно громко и выразительно играющим оркестром.
  • В Российской империи оперу долго не могли поставить, так как царская цензура с неодобрением относилась к пьесам Бомарше, высмеивавшим зазнавшуюся аристократию. Первая постановка состоялась только в 1815 году в Петербурге, в исполнении немецкой труппы.
  • До 1875 года «Женитьба Фигаро» в Российской империи исполнялась на языке оригинала, но потом Чайковский перевел ее на русский язык, попутно отредактировав некоторые речитативы. Долгое время после этого опера исполнялась именно в таком варианте.

© Оперный гид