Опера Вольфганга Амадея Моцарта "Женитьба Фигаро"
Несмотря на распространенность мнения, что на создание «Женитьбы Фигаро» по мотивам одноименной пьесы Бомарше Моцарта вдохновил успех «Севильского цирюльника» Паизиелло, это не является правдой в полной мере. В тот период пьесы Бомарше и без того были очень популярны благодаря легкому слогу, юмору, и ненавязчивой иронии над несправедливым социальным расслоением. Бомарше демонстрировал, что люди простого происхождения могут быть не менее, а подчас и более сообразительными и благородными, чем носители аристократических титулов. Это позволило ему снискать широкую популярность в народе, а талант и драматургическое дарование способствовали тому, что его пьесы достаточно высоко ценились и в высших слоях общества. Поэтому тот факт, что и Моцарт обратил на них внимание, легко объясняется их тогдашней актуальностью, и прогрессивностью для своего времени.
Текст для будущей оперы писал известный итальянский либретист Лоренцо да Понте, переложив сюжет пьесы Бомарше в стихотворную форму. Тем не менее, путь к сценической постановке оперы был непростым. Социальная острота произведения сослужила в этом случае недобрую службу, и император поначалу запретил ставить оперу по мотивам пьесы, во многом высмеивающей аристократию, на сцене Императорского театра. Разрешение было получено только после внесения изменений – текст был частично отредактирован, а некоторые моменты и вовсе были удалены. Тогда возникла новая проблема: видя, что император больше не противится постановке оперы, против нее стали выступать многочисленные противники и завистники Моцарта из музыкальных кругов, считающие, что он снискал популярность незаслуженно. Видя это и не желая вникать в профессиональные интриги, император приказал начать постановку как можно быстрее.
Создавая оперу «Женитьба Фигаро», Моцарт во многом пошел против существующих тогда канонов и использовал новаторские решения. Так, например, в то время было принято считать заслуживающим внимания в основном голос певца, музыка же считалась не особенно важным обрамлением. Моцарт, как композитор и музыкант, не мог с этим согласиться, и создал партитуру, в которой музыкальным инструментам уделяется на меньше внимания, чем вокалу. Музыка живет собственной жизнью, оркестр создает картины в сознании слушателей и провоцирует их на эмоции. На тот момент такое решение было более революционным, чем поставить оперу, в которой простолюдин высмеивает аристократа, на сцене Императорского театра. Тем не менее, такой подход оправдал себя, и во многом вдохновил композиторов будущего, подхвативших и развивших эту идею. До кульминации ее довел Рихард Вагнер, буквально вынеся звучание оркестра на первый план и растворив голос певца в музыке.
Премьера оперы состоялась в венском Бургтеатре 1 мая 1786 года и прошла достаточно успешно, ее посетило большое количество зрителей, и постановка была воспринята тепло. Тем не менее, ее популярность оказалась кратковременной. В основном это произошло из-за того, что публика восприняла «Женитьбу Фигаро» Моцарта просто как смелый эксперимент, и очень быстро вернулась к традиционным, привычным оперным постановкам. Классическая в наше время опера, являющаяся одной из самых известных в мире, на тот момент была странным новшеством, ломавшим привычные каноны и несущим революционные настроения. Тогда среди критиков было популярно мнение, что Моцарт и да Понте придали слишком большую серьезность шуточной, буффонадной пьесе, не заслуживающей того. Ожидалось, что опера будет веселой и легкомысленной, в духе «Похищения в Серале», более «giocosa», то есть игривой. Несерьезный жанр рококо не вмещал в себя глубокий подтекст, скрывающийся за шутками и комическими на первый взгляд ситуациями.
Тем не менее, постановка в Праге в декабре того же года прошла с оглушительным успехом, завоевав симпатии как зрителей, так и большинства критиков. Это было началом всеевропейской популярности оперы, позже в других городах и странах ее принимали гораздо благожелательнее чем в Вене, и опера стала одной из самых известных в то время. Прошли годы, а потом и века, но «Женитьба Фигаро» не утратила своей актуальности. Она обрела популярность и за океаном, ее много раз ставили на лучших мировых сценах, а исполнить главные партии стало честью для самых известных и талантливых оперных певцов мира.
Основная тема оперы – превосходство сообразительного и смелого молодого человека из народа над распущенным глуповатым дворянином, который абсолютно не уважает окружающих его людей, в том числе и собственную жену. Идеей Моцарта было сохранить сюжет и дух пьесы Бомарше, сделав при этом персонажей живее и глубже, придав их переживаниям серьезность. Несмотря на то, что речь идет об опере-буффе, где по закону жанра все события предстают в комическом свете, героям получается сочувствовать и сопереживать. Графиня Розина с искренней горечью переживает предательство мужа, а Марцелина, персонаж второстепенный и откровенно фоновый, неожиданно серьезно относится к новости о том, что Фигаро – ее сын. Партия Марцелины по звучанию следует за событиями, и в переломный момент оттуда исчезают поверхностные, комические интонации, уступая место неподдельному волнению и искренним чувствам.
Но одним этим новаторство Моцарта не ограничилось, он пошел дальше, внеся изменения и в техническую сторону оперы. Он сделал более значительной роль ансамблей, количество которых стало соответствовать количеству арий. По принятой традиции сюжет в основном освещался в речитативах, перемежающих арии, а сами арии и ансамбли были чем-то вроде красивой, но бессюжетной остановки в действии оперы. Моцарт же придал им смысловую насыщенность, и они стали полноценными двигателями сюжета. Это сыграло огромную роль в развитии жанра, и во многом повлияло на подход других авторов.
Интересные факты:
- Несмотря на то, что премьера оперы состоялась в Вене, в первом составе исполнителей не было ни одного австрийца или немца. Тогда на оперной сцене господствовали другие нации, а сам Моцарт высказался об этом так: «Сегодня немецких певиц и певцов можно пересчитать по десяти пальцам рук».
- Во время премьеры в Императорском театре восторг публики был таким бурным, что артистов многократно вызывали на бис, и они успели заметно устать. Император был недоволен этим и запретил бисирование в дальнейшем, чтобы избежать возможного вреда здоровью артистов. Кроме того, ему не понравился тот факт, что артистам пришлось вокально «соперничать» с непривычно громко и выразительно играющим оркестром.
- В Российской империи оперу долго не могли поставить, так как царская цензура с неодобрением относилась к пьесам Бомарше, высмеивавшим зазнавшуюся аристократию. Первая постановка состоялась только в 1815 году в Петербурге, в исполнении немецкой труппы.
- До 1875 года «Женитьба Фигаро» в Российской империи исполнялась на языке оригинала, но потом Чайковский перевел ее на русский язык, попутно отредактировав некоторые речитативы. Долгое время после этого опера исполнялась именно в таком варианте.