Севильский цирюльник, или Бесполезная предосторожность» - комическая опера. Композитор – Джованни Паизиелло. Автор либретто – Джузеппе Петроселлини.
Премьера достоялась 15 сентября 1782 года в Зимнем дворце в Петербурге.
Сюжет основан на одноимённой юмористической повести всемирно известного французского писателя Пьера Бомарше.
Сюжет основан на одноимённой юмористической повести всемирно известного французского писателя Пьера Бомарше.
Действие разворачивается в Севилье, XVII век. Богатый граф Альмавива влюблен в молодую воспитанницу доктора Бартоло Розину. Старый опекун настолько корыстен, что собирается сам жениться на своей воспитаннице, дабы заполучить ее приданое. Граф не имеет возможности видеться со своей возлюбленной, а потому он ищет все возможные способы хоть как-то оказать знаки внимания Розине. Вот и сейчас он хочет спеть серенаду под окном девушки. Розина выходит к окну с какой-то запиской в руках. В неподходящий момент появляется опекун. Розина будто случайно роняет записку в окно. В ней она просит незнакомца раскрыть свое имя. Граф называется Линдором, человеком не аристократического происхождения. Девушка настолько устала от опеки ненавистного доктора Бартоло, что готова бежать с первым встречным. Вскоре на помощь молодым приходит Фигаро – цирюльник, всему обществу известный как весельчак, сводник, поэт и интриган. Он хочет устроить им встречу.
Тем временем к доктору Бартоло приходит учитель музыки Дон Базилио. Бартоло жалуется ему: стоит отвлечься, как тут же со стола пропадает бумага, а пальцы Розины оказываются в чернилах. Затем записки пропадают из дома, а девушка каждый раз находит себе оправдание. Во время разговора в доме появляется солдат. Это переодетый граф Альмавива. Он воспользовался идеей Фигаро: преставиться солдатом расквартированного полка и требовать предоставления ночлега. Альмавива начинает буйствовать в доме Бартоло. В одно мгновение он сбрасывает со стола бумаги, умудряясь бросить Розине письмо. Девушка не успевает поднять его: письмо оказывается в руках у Бартоло. Разгневанный опекун в очередной раз угрожает воспитаннице.
Наступает новый день. Фигаро приходит навести лоск доктору, а граф Альмавива приходит в дом Бартоло под видом монаха, который будет учить пению Розину вместо «заболевшего» Дона Базилио. Начинается урок: Розина поет о своей любви к Линдору. Внезапно появляется Дон Базилио, но граф молниеносно вручает ему мешок с деньгами и учитель музыки удаляется, притворившись больным. Бартоло ни на минуту не отвлекается от Розины, несмотря на все ухищрения Фигаро. Ему удается расслышать беседу графа с Розиной (они договорились о побеге).
Тем временем к доктору Бартоло приходит учитель музыки Дон Базилио. Бартоло жалуется ему: стоит отвлечься, как тут же со стола пропадает бумага, а пальцы Розины оказываются в чернилах. Затем записки пропадают из дома, а девушка каждый раз находит себе оправдание. Во время разговора в доме появляется солдат. Это переодетый граф Альмавива. Он воспользовался идеей Фигаро: преставиться солдатом расквартированного полка и требовать предоставления ночлега. Альмавива начинает буйствовать в доме Бартоло. В одно мгновение он сбрасывает со стола бумаги, умудряясь бросить Розине письмо. Девушка не успевает поднять его: письмо оказывается в руках у Бартоло. Разгневанный опекун в очередной раз угрожает воспитаннице.
Наступает новый день. Фигаро приходит навести лоск доктору, а граф Альмавива приходит в дом Бартоло под видом монаха, который будет учить пению Розину вместо «заболевшего» Дона Базилио. Начинается урок: Розина поет о своей любви к Линдору. Внезапно появляется Дон Базилио, но граф молниеносно вручает ему мешок с деньгами и учитель музыки удаляется, притворившись больным. Бартоло ни на минуту не отвлекается от Розины, несмотря на все ухищрения Фигаро. Ему удается расслышать беседу графа с Розиной (они договорились о побеге).
Опекун снова в гневе, но тут терпение лопается и у Розины. Девушка высказывает Бартоло все свое негодование. Далее события разворачиваются еще быстрее. Граф в своем одеянии приходит к дому Розины, чтобы похитить ее. Девушка упрекает графа: как он посмел? Но Альмавива и Фигаро открывают ей тайну: Линдор и есть граф. Розина счастлива и с радостью сбежит с ним прямо сейчас. Однако им не удается выбраться из комнаты: под окном нет лестницы. Розина вспоминает о приближении трагических событий: в порыве гнева она рассказала опекуну об их планах с Линдором, отчего доктор тот час же побежал за нотариусом, чтобы зарегистрировать брак с Розиной и опередить влюбленных. Но волей случая нотариус и Дон Базилио прибывают в дом раньше доктора Бартоло. Граф подкупает обоих и в брачный контракт вписываются имена Розины и Альмавивы. Возвращается запыхавшийся Бартоло в сопровождении полиции: он ждет, что стражи порядка арестуют наглого поклонника Розины. Но полицейский узнает графа Альмавиву и заявляет, что ареста не будет. Бартоло сражен: он крайне удивлен превращением Линдора в графа. В довесок Альмавива объявляет о своем браке с Розиной. Старому опекуну не остается ничего, кроме как признать себе поверженным.
История создания
В 1776 году Джованни Паизиелло отправился в Петербург, где почти 10 лет служил придворным композитором. Петербургский период ознаменовался написанием многочисленных опер, среди которых оказалось и всемирно известное произведение «Севильский цирюльник, или Тщетная предосторожность». После премьеры в Петербурге опера довольно быстро обошла всю Европу. Публика встречала постановки с бесконечным восторгом, критики писали положительные отзывы. Более тридцати лет опера не сходила с театральной сцены и пользовалась непревзойденным успехом не только в Российской империи, но и по всей Европе.
Занимательные факты:
-
Вполне возможно, что композитор взялся за написание оперы по сюжету пьесы Пьера Бомарше не случайно. Впервые пьеса была поставлена и показана в Петербурге воспитанниками Кадетского корпуса для привилегированной публики. На премьере присутствовала и сама Екатерина II. Императрица была в восторге от представления (по историческим заметкам «они были довольны и изволили зело хохотать»). В том же году Паизиелло принялся за написание оперы.
-
В 1816 году «Севильского цирюльника» затмила опера Джоаккино Россини «Альмавива, или Тщетная предосторожность». По мнению критиков того времени Россини совершил величайшую дерзость, обратившись к сюжету «Севильского цирюльника». Ведь опера Джованни Паизиелло считалась настоящей жемчужиной оперного искусства того времени. Еще большим удивлением стало то, что опера Россини завоевала абсолютный успех по всему миру, а творение Паизиелло было забыто вплоть до конца ХХ века, когда постановки были возобновлены в некоторых театрах.
-
Существует мнение, что знаменитая опера Вольфганга Амадея Моцарта «Свадьба Фигаро» была написана на волне вдохновения от «Севильского цирюльника» Джованни Паизиелло.