Александр-Сезар-Леопольд Бизе (25 октября 1838 - 3 июня 1875), типичный человек независимого склада ума, отказался от своих крестильных имен и взял себе имя Жорж.
Уроженец Парижа, он в девять лет поступил в престижную консерваторию, начав с фортепиано и закончил класс композиции Фроменталя Халеви, автора оперы "Юная леди", среди многих других. Он выиграл Римскую премию в возрасте 19 лет. Большее значение для творчества Бизе имело влияние Гуно.
Карьера Бизе - классический пример 'нехватки времени". Хотя он рано писал шедевры (его симфония До, безусловно, является одной из самых совершенных для своего времени и места, и он написал ее в возрасте 18 лет), на протяжении всей своей взрослой жизни ему приходилось обеспечивать себя более или менее механической музыкальной работой – в основном аранжировкой оркестровых и оперных партитур других авторов для фортепиано или фортепиано с голосом. Кроме того, он был крайне самокритичен, начинал проекты, а затем бросал их как недостаточно хорошие. Ему было трудно найти свой творческий путь.
"Искатели жемчуга" (1863) - его первая успешная опера, и он переработал более ранние произведения, чтобы закончить ее. Поначалу у него был скромный тираж, хотя большинству парижских критиков он не понравился. Однако Берлиоз, величайший из них всех, приветствовал композитора как великого таланта с блестящим будущим. Со своей стороны, несколько недель спустя Бизе был потрясен премьерой "Карфагенских троянцев" старого композитора, искаженной версии шедевра "Троянцев". В 1867 году вышла опера "Пертская красавица", основанная на романе сэра Вальтера Скотта. Критики тепло приняли это произведение, но публика отнеслась к нему весьма прохладно.
Примерно в 1870 году Джорж Бизе добился успеха, написав большую часть музыки, за которую мы знаем его лучше всего: двенадцать пьес для фортепианного дуэта, восхитительное "Жонглирование" (1871, шесть пьес в оркестровке 1872), эпизодическую музыку к пьесе Доде "Арлезианка" (1872; различные номера в оркестровых сюитах) и, наконец, "Кармен" (1874), которая окончательно утвердила Бизе как великого французского оперного композитора 19-го века, наряду с с Гектором Берлиозом.
Опера "Кармен" принесла Бизе величайший успех в его жизни, несмотря на критику, которая нападала на нее, в основном по соображениям морали. Кармен представляла собой нечто не совсем новое, но, тем не менее, редко встречающееся во французской опере – суровый реализм и прямой, пронзительный музыкальный стиль. Вместо классических, библейских или мифических героев в нем рассказывалось о низшей жизни в остром и грубом психологическом контексте. Дон Хосе - не Эней. Кармен - не Дидона. Если уж на то пошло, они тоже не Ромео и Джульетта. Вместо любви в опере говорится о сексе и его разрушительных осложнениях.
Опера сохраняет свою силу и сегодня, наслаждаясь новаторскими постановками, большинство из которых подчеркивают ее атмосферу закоулка. На протяжении всей своей истории она поддерживала имя Бизе вплоть до первого современного возрождения интереса к нему в тридцатых годах.
Во время первого прогона Бизе заболел – вероятно, из-за переутомления и депрессии. До окончания прогона он перенес два сердечных приступа и умер в возрасте 36 лет. Чайковский скорбел и предсказывал, что Кармен станет самой популярной оперой в репертуаре. И на сегодняшний день это действительно так.