Sydney Opera House - Сиднейский оперный театр
Сиднейская опера по праву считается архитектурным чудом XX в, она располагается на скалистом мысе Бекнелонг Пойнт в Сиднейской бухте - первом пристанище белых поселенцев Австралии.
Белоснежные раковины на фоне синего моря — творческий замысел молодого архитектора Йорна Уотзона, чей проект был признан лучшим среди 233 работ, предоставленных на международный конкурс. Молодой датский архитектор видел место, на котором должно было появиться здание, только на фотографии, его вдохновили на создание такого проекта паруса входящих в гавань кораблей. Его идея белых парусов резко отличалась от остальных, но была очень привлекательной и интересной. Воплощение замысла в жизнь предполагало затраты в 7 млн долларов, а на строительство планировалось отвести около 5 лет. На самом деле на возведение символа Австралии потребовалось 100 млн долларов и в 2 раза больше времени.
Воплотить проект в реальность было трудно и из-за сложных геометрических форм здания. Но автор решил проблему своей конструкции — все части раковин должны представлять единую сферическую поверхность, для этого их собрали на месте, а ребра прошили натяжными тросами, так своды здания развернулись веером, образуя сторону раковины. Собранные чешуйки, покрытые черепицей из керамики, перекрыли зазоры между ребрами и образовали поверхность раковин, которая получилась переливчатой благодаря матовым черепицам по краям и блестящим в центре.
Белоснежные раковины на фоне синего моря — творческий замысел молодого архитектора Йорна Уотзона, чей проект был признан лучшим среди 233 работ, предоставленных на международный конкурс. Молодой датский архитектор видел место, на котором должно было появиться здание, только на фотографии, его вдохновили на создание такого проекта паруса входящих в гавань кораблей. Его идея белых парусов резко отличалась от остальных, но была очень привлекательной и интересной. Воплощение замысла в жизнь предполагало затраты в 7 млн долларов, а на строительство планировалось отвести около 5 лет. На самом деле на возведение символа Австралии потребовалось 100 млн долларов и в 2 раза больше времени.
Воплотить проект в реальность было трудно и из-за сложных геометрических форм здания. Но автор решил проблему своей конструкции — все части раковин должны представлять единую сферическую поверхность, для этого их собрали на месте, а ребра прошили натяжными тросами, так своды здания развернулись веером, образуя сторону раковины. Собранные чешуйки, покрытые черепицей из керамики, перекрыли зазоры между ребрами и образовали поверхность раковин, которая получилась переливчатой благодаря матовым черепицам по краям и блестящим в центре.
Проект здания Сиднейской оперы включал в себя 3 стадии проектирования и строительства: первое — форма, потом — крыша, а затем наружная отделка и монтаж стен из стекла. Архитектор доступно изложил все 3 стадии для заказчиков в 2 книгах, снабдив их чертежами и рисунками. Он полностью руководил первыми стадиями работы над зданием — построением платформы и крыши. Закончить свой проект ему не удалось, так как сменившееся правительство страны подвергло его резкой критике и отказалось оплачивать заказанные им работы и вознаграждение за труд. Оперный театр и Концертный зал заканчивал архитектор Питер Холл, который детально проработал лестницы и окна.
По проекту Уотзона предусматривалось 2 зала, расположенные на большой платформе бок о бок, при этом фойе выходили на гавань, а сцены были обращены на юг. Такой план архитектора усложнял организацию традиционных помещений по сторонам от сцен и за ними. Новый архитектор предложил убрать сцену в большом зале и сделать из него концертный, а для оперы из 2 главных залов оставить меньший.
Посетители Сиднейской оперы попадают в здание со стороны города, минуя суровое пространство, которое перекрыто бетонными балками. Внутри концертный зал обшит фанерой из белой березы. Количество мест в зале рассчитано на 2 679 человек. Ряды сидений расходятся по радиусу от оркестровой ямы. За местом для хора и оркестра располагается самый большой механический орган в мире, который был закончен уже после завершения строительства самого здания оперы. Из фойе, расположенных в южной части, по коридорам можно попасть к северным барам и фойе, откуда открывается панорамный вид на гавань.
Устройство оперного театра Sydney Opera Houseболее традиционно — галереи и ложи поднимаются уступами вокруг авансцены и вмещают 1547 человек. Все внутренние помещения оформлены и выполнены в стиле «готико-космической эры».
В Сиднейской опере висит самый большой театральный занавес в мире, который был соткан во Франции по эскизу Коберна. «Занавес Солнца и Луны», так назвал его автор, выполнен из шерсти в стиле ковров Обюссона, а одно его полотно имеет площадь в 93 кв. м.
Всего в Сиднейской опере 5 залов для представлений, 2 шикарных ресторана и один кинозал, библиотека, около полусотни гримерных для артистов, множество замечательных баров и кафе.
Строительство этого чуда Австралии шло очень трудно, так как постоянно приходилось преодолевать возмущения и защищаться от критичных нападок со стороны властей. Здание Сиднейской оперы было открыто самой королевой Англии 20 октября 1973 г. Полное завершение строительства Сиднейской оперы закончилось лишь в 2006 г.
В настоящее время этот оперный театр поднял музыку на новую высоту, а само здание стало настоящим символом континента. Белоснежными раковинами оперы любоваться лучше всего с корабля, тогда здание напоминает лебедя, готовящегося к взлету. Некоторые сравнивают его с воздушным замком. Здание оперы в Сиднее относят к непревзойденным шедеврам архитектуры всего мира. Великолепное творение из бетона и стекла в белоснежном обрамлении можно сравнивать с собором XX-XXI вв. в готическом стиле.