1778 - Алкид (Alcido)

Опера Алкид Дмитрия Бортнянского

Опера Дмитрия Бортнянского АлкидАлкид (Alcido) — опера Д. Бортнянского в 3 деяниях, итальянское либретто П. Метастазио. Первая постановка была произведена в Венеции, 1778г. Либретто Алкида было сочинено для И.А. Хассе. Его полное название «Алкид на распутье». В основу фабулы положена аллегория философа V в.до н.э. Продика, популярной по изложению Ксенофонта.
Древнегреческий герой Алкид (Геракл) повстречал на перепутье двух дам: одна из их символизировала Безнравственность, а вторая — добродетель. Ему предстояло совершить выбор жизненного пути, и, невзирая на искушения Порочности, он выбирает стезю Добродетели.
Метастазио, а вслед за ним и Бортнянский облекли данную притчу в художественную форму. В опере воплощением двух противоположных начал служат Эдонида и Аретея. Первая живописует пред Алкидом мир бездумных удовольствий и радостей, тогда как вторая никак не скрывает, что на праведном пути богатыря поджидает очень много угроз и испытаний, требующих большого мужества. Совершить выбор молодому человеку тяжело, однако он никак не боится испытаний и побеждает искушения. Эдонида принимает собственную неправоту и решает помогать ему в героических деяниях.
В музыке Бортнянского честно передана искренняя внутренняя борьба Алкида, ясно обрисованы образы Аретеи и Эдониды. Принято предопределять жанр «Алкида» как опера-сериа, однако это не полностью справедливо. В произведении Бортнянского отсутствует внешнее действие, это опера-иносказание, в которой содержится высоконравственный жизненный урок. В отличие от традиций сериа, в опере задействовано лишь четыре персонажа (партии контр-тенора, тенора, лирического и драматического сопрано). Образ главного героя раскрыт в развитии, показаны разные состояния его души. К новаторским особенностям можно отнести еще и тенденцию к драматизации речитативов, в частности переживания и сомнения главного героя открываются чрез речитативы accompagnato. Значительную драматургическую функцию играет хор.
 
Интересные факты:
  • Либретто Метастазио пользовалось большой популярностью в XVIII веке. Не считая Бортнянского на него писалась музыка и иными композиторами: Предьери, Стефани, Гассе, Хеффнером, Ригини, Паизиелло (1778), и в том числе и Моцартом
  • Увлекательна судьба "Алкида". Исполненная некоторое количество раз во время венецианского карнавала, партитура оперы потом пропала. Лишь спустя 200 лет отпечатки рукописи нашлись. Американка русского происхождения Кэрол Хьюз нашла копию рукописи в одной из библиотек Вашингтона и прислала ее знаменитому музыковеду Юрию Келдышу. А потом, благодаря усилиям энтузиаста дирижера Антона Шароева, опера в первый раз прозвучала на родине (сначала в Киеве в 1984 году, а потом и в Москве).

© Оперный гид