Опера «Князь Игорь» Бородин
Полное либретто к опере Князь Игорь
Бородин вошел в историю русской музыки как продолжатель «руслановской» традиции Глинки. Эпическое начало – основа его музыкального стиля во всех жанрах, но наиболее ярко это проявилось в опере «Князь Игорь».
Сюжет оперы (по поэме 12 века «Слово о полку Игореве» о походе князя Игоря Святославича Новгород-Северского в 1185 году против половцев) был подсказан Стасовым. Вся поэма пронизана идеей народного патриотизма (защита отечества, призыв к единению). В 60-70-е годы 19 века «Слово о полку Игореве» привлекло к себе большое внимание передовой общественности, его народный дух был особенно близок Бородину и всем кучкистам. К тому же сюжет полностью отвечал особенностям таланта Бородина, которые уже выявились в первой симфонии. С обстоятельностью ученого Бородин изучил множество материалов: летописи, исторические повести, исследования, эпические песни, восточные напевы. Все это придало опере историческую правдивость, реальность, национальный характер.
Образ князя Игоря изображен как безупречно положительный, без реальных недостатков (легкомыслие, некоторая самонадеянность, жажда личной славы). Бородин нарисовал по существу новый идеальный образ, объединивший в себе лучшие черты князей «Слова». Кроме того, в поэме нет народных сцен, но сама идея проникнута мыслью о народе, и Бородин широко развил эту идею в опере в многочисленных и разнообразных хоровых сценах.
Сюжет оперы (по поэме 12 века «Слово о полку Игореве» о походе князя Игоря Святославича Новгород-Северского в 1185 году против половцев) был подсказан Стасовым. Вся поэма пронизана идеей народного патриотизма (защита отечества, призыв к единению). В 60-70-е годы 19 века «Слово о полку Игореве» привлекло к себе большое внимание передовой общественности, его народный дух был особенно близок Бородину и всем кучкистам. К тому же сюжет полностью отвечал особенностям таланта Бородина, которые уже выявились в первой симфонии. С обстоятельностью ученого Бородин изучил множество материалов: летописи, исторические повести, исследования, эпические песни, восточные напевы. Все это придало опере историческую правдивость, реальность, национальный характер.
Образ князя Игоря изображен как безупречно положительный, без реальных недостатков (легкомыслие, некоторая самонадеянность, жажда личной славы). Бородин нарисовал по существу новый идеальный образ, объединивший в себе лучшие черты князей «Слова». Кроме того, в поэме нет народных сцен, но сама идея проникнута мыслью о народе, и Бородин широко развил эту идею в опере в многочисленных и разнообразных хоровых сценах.
Основной конфликт в опере возникает между русским народом и чужеземными захватчиками. Наиболее яркая и полная характеристика русских воинов дана в прологе, в хоре «Слава», а половцев – в марше половецкого войска из 3-го действия. Это наиболее контрастные между собой музыкальные номера: диатоничности хора противопоставляются жесткие хроматизмы марша, распевности – инструментальные угловатые обороты с тритонами, целотоновыми ходами. Этот драматургический музыкальный прием был использован Глинкой в «Иване Сусанине». В то же время Бородин не упростил и не принизил образы врагов, показал их силу, смелость, порой великодушие (Кончак) и богатство их музыкального фольклора (в половецких плясках).
В опере имеется и другой оттеняющий конфликт – образ буйного гуляки и смутьяна Вл. Галицкого, который противопоставляется образам Игоря и Ярославны.
По определению автора, «Князь Игорь» - эпическая русская опера, во многом близкая «Руслану и Людмиле» Глинки. В обеих операх сталкиваются 2 различные национальные сферы – русская и восточная. При этом основной конфликт раскрывается не столько в прямом действии, сколько в сопоставлении контрастных картин и портретных характеристик. Масштабы таких картин очень велики, особое значение имеют крупные хоровые сцены: пролог, половецкие пляски, финалы 1-го и 4-го действий. Как и у Михаила Ивановича Глинки, оперу обрамляют монументальные хоровые сцены – пролог и финал, где показаны основные качества народа, его поддержка главных героев оперы, тем самым народ выступает как активная сила истории.
Характеры действующих лиц полно раскрываются в сольных номерах – портретах героев. Напевные пластичные мелодии обобщённо выражают характер текста, кантилена преобладает над речитативом – и в этом главное отличие оперного стиля Бородина от других участников Могучей кучки, особенно Мусоргского, Даргомыжского. В то же время он учитывает их опыты, что нашло отражение в большом речитативном диалоге Ярославны и Галицкого, в свободных формах арий, в использовании разговорных интонаций в некоторых речитативах.
В целом в опере «Князь Игорь» объединились черты эпической оперы и исторической народно–музыкальной драмы, таким образом, это новый этап в истории русской эпической оперы.