Пепита Хименес (Pepita Jiménez) - лирическая комедия испанского композитора Исаака Альбениса.
Либретто написано на основе одноименного романа Хуана Валера. Изначально Пепита Хименес была написана как одноактная опера, но позже была адаптирована на различных сценах как двух- и трехактная. Премьера оперы состоялась 5 января 1896 года в Гран Театро дель Лисео (Барселона).
Комическая опера «Пепита Хименес» была написана в 1893 году, но появилась на сцене в Барселоне в 1896 году, а в Париже лишь в 1923, когда ее автора уже давно не было в живых. Ему, впрочем, довелось порадоваться ее успехам в Берлине и Праге, но город, который он так любил, познакомился с его лучшим музыкально-сценическим произведением лишь тридцать лет спустя после его смерти. Парижский спектакль состоялся на сцене Комической оперы, и это явилось новым подтверждением крепости связей композитора с французской культурой. Они ощутимы в музыке Пепиты Хименес: при всей ясности ее испанского колорита (в характерном для Альбениса понимании), она во многом заставляет вспомнить и о французской лирической опере, изяществе ее мелодического и ритмического рисунка. В этой опере можно наблюдать кристаллизацию стиля и рост мастерства композитора, делающие «Пепнту Хименес» одним из интересных явлений испанского музыкального театра конца прошлого века.
Действие оперы разворачивается в середине 19 века в маленькой андалузской деревушке. Простая история дружбы двух молодых людей разворачивается на фоне цветущих садов Андалусии – своеобразного зачарованного острова, где вечно царят солнце, веселье и любовь.
Сельские жители радуются религиозному празднику, среди них и Пепита Хименес - юная 19-летняя вдова. В 16 лет её выдали замуж за богатого ростовщика дядю Дона Гумерсиндо, и теперь, овдовев, она становится владелицей огромного состояния. Пепита является объектом воздыхания многих мужчин в округе, среди них и Граф Хенасаар, задолжавший ей деньги и Дон Педро де Варгас, уважаемый высокопоставленный житель города. Однако сердце юной вдовы отдано сыну Дону Педро юному семинаристу Дону Луису де Варгас, который с одной стороны благосклонен к ней, но при этом просит не думать о любви к нему, поскольку намеревается завершить образование в семинарии.
Между тем преданно любящая свою хозяйку горничная Пепиты Антоньона раскрывает уважаемому Дону Педру тайну девушки. Благородный Дон удивлен, но тем не менее, решает подавить в своем сердце любовь к юной вдове и помочь влюбленным воссоединиться не без помощи хитрющей Антоньоны. Пепита возвращается со свидания с Доном Луисом в расстроенных чувствах от того, что её возлюбленный решает следовать своему богословскому призванию, но Антоньона уговаривает свою хозяйку еще раз встретиться с возлюбленным прежде, чем он покинет город.
Тем временем, несмотря на свои строгие убеждения и религиозные запреты, де Варгас чувствует, что также начинает испытывать неодолимое влечение к молодой женщине. Дон Луис понимает, что не может подавить в своем сердце любовь в прекрасной Пепите Хименес. Вдруг он слышит, как отвергнутый Пепитой Граф Хенасаар отзывается о ней в весьма скабрезных выражения и вскипает от гнева. В сердцах Дон Луис вызывает графа и его двух друзей-офицеров на дуэль, которая, к счастью, заканчивается победой Дона Луиса. В это время появляется прекрасная Пепита, в полном страдании сообщает своему возлюбленному, что без него её жизнь кончена и запирается в своей комнате. Юный идальго опасается, что его любимая захочет покончить с жизнью и врывается к ней в комнату. Под всеобщее ликование возлюбленные соединяются в объятьях и жарком поцелуе!
История создания
Первая версия оперы была принята зрителями довольно прохладно и Альбенис решил её немедленно доработать. В 1897 году выходит вторая, уже расширенная версия уже в двух актах. Она была более успешна, но не достаточно, чтобы быть поставленной в следующих сезонах.
В дальнейшем проживающий в Париже Исаак Альбенис, который в первую очередь был все-таки пианистом, во время обучения оркестровке у французского композитора Поля Дюка решает в третий раз переработать оперу. В этот раз в музыку добавлены дополнительные инструменты, обогащена оркестровка, и можно сказать, что эта версия стала лучшей и окончательной в истории создания "Пепиты Хименес" самим автором. По правде говоря, композитор не обладал даром драматурга, в его операх всегда чувствуется рука концертирующего артиста. Однако он любил театр, стремился овладеть его различными жанрами — от сарсуэлы до большой оперы и сумел создать такое произведение, как «Пепита Хименес».
Интересные факты
- В 1964 году в театре Де Ла Сарсуэла в Мадриде поставлена версия оперы композитора Пабло Сорозабала, в которой Пепита все-таки кончает жизнь самоубийством.
- В 2012 году опера впервые поставлена на американском континенте в аргентинском театре города Де Ла Плата.
- Для более яркого изображения народного праздника Альбенис использует в опере детский хор, а также большое количество танцевальной музыки.