Итальянка в Алжире - комическая опера в двух действиях. Композитор – Джоаккино Россини. Автор либретто – итальянский писатель-либреттист Анджело Анелли.
Премьера состоялась 22 мая 1813 года в Венеции в театре «Сан-Бенедетто».
Сюжет оперы перекликается со знаменитой на весь мир турецкой легенде о Роксолане.
Действие разворачивается в Алжире, XVIII век. Эльвира, жена Мустафы, жалуется своей рабыне. Она подозревает, что муж охладел к ней. Мустафа, тем временем, подумывает отдать ее в распоряжение своего верного слуги, итальянского невольника Линдоро. Сердце итальянца, в свою очередь, не свободно. Он все еще любит Изабеллу, изящную итальянку, а потому находится в растерянности от предложения Мустафы.
Изабелла – девушка отнюдь не робкого десятка. Она предприняла попытку разыскать пропавшего без вести возлюбленного. Во время этого невероятного путешествия, она попадает в плен к алжирским пиратам и оказывается во дворце Мустафы. Тот влюбляется в нее с первого взгляда.
Будучи настоящей женщиной, Изабелла осознает всю силу своей власти над влюбленным в нее пашой. Однажды повстречавшись с Линдоро, она требует его к себе в рабы. Мустафа идет на поводу у итальянки. Во дворце все только и говорят о ней. Паша без ума от Изабеллы. Линдоро восславляет возлюбленную.
Мустафа тщетно пытается завоевать сердце жгучей итальянки. Воспользовавшись безграничной властью и глупостью Мустафы, Изабелла устраивает побег для всех итальянских невольников. Паша, увлеченный своей любовью, пьет, ест и не видит ничего вокруг. Изабелла умудряется сбежать из дворца с Линдоро и другими невольниками. Мустафа не в силах что-либо изменить. В гневе, он осыпает проклятьями всех сбежавших. Когда же его ярость поутихла, он вновь примиряется Эльвирой.
Сюжет оперы перекликается со знаменитой на весь мир турецкой легенде о Роксолане.
Действие разворачивается в Алжире, XVIII век. Эльвира, жена Мустафы, жалуется своей рабыне. Она подозревает, что муж охладел к ней. Мустафа, тем временем, подумывает отдать ее в распоряжение своего верного слуги, итальянского невольника Линдоро. Сердце итальянца, в свою очередь, не свободно. Он все еще любит Изабеллу, изящную итальянку, а потому находится в растерянности от предложения Мустафы.
Изабелла – девушка отнюдь не робкого десятка. Она предприняла попытку разыскать пропавшего без вести возлюбленного. Во время этого невероятного путешествия, она попадает в плен к алжирским пиратам и оказывается во дворце Мустафы. Тот влюбляется в нее с первого взгляда.
Будучи настоящей женщиной, Изабелла осознает всю силу своей власти над влюбленным в нее пашой. Однажды повстречавшись с Линдоро, она требует его к себе в рабы. Мустафа идет на поводу у итальянки. Во дворце все только и говорят о ней. Паша без ума от Изабеллы. Линдоро восславляет возлюбленную.
Мустафа тщетно пытается завоевать сердце жгучей итальянки. Воспользовавшись безграничной властью и глупостью Мустафы, Изабелла устраивает побег для всех итальянских невольников. Паша, увлеченный своей любовью, пьет, ест и не видит ничего вокруг. Изабелла умудряется сбежать из дворца с Линдоро и другими невольниками. Мустафа не в силах что-либо изменить. В гневе, он осыпает проклятьями всех сбежавших. Когда же его ярость поутихла, он вновь примиряется Эльвирой.
История создания
К двадцати одному году Джоаккино Россини написал уже десять великолепных опер. Он был знаменит. Люди говорили, что даже если в Венецию пожалует сам император, то Россини не будет обделен вниманием венецианцев. В апреле 1813 года юный композитор получает новый заказ на оперу-буффа от театра Сан-Бенедетто. Работа была закончена спустя двадцать три дня. Уникальный талант Россини передавать с помощью музыки все оттенки человеческих эмоций проявился и в этой опере. Яркая мелодика очень точно передает характеры героев, их настроение. Вокальная партитура трудна. Вот почему в этой опере зачастую звучат только лучшие голоса оперной сцены. Итальянцы были восхищены новым творением Россини. Успех оперы был ошеломительным: вскоре после премьеры «Итальянка в Алжире» вошла в репертуар лучших оперных театров мира.
Занимательные факты:
- На премьере оперы выступали выдающиеся исполнители эпохи Джоаккино Россини - Мариетта Марколини и Филиппо Галли.
- Одна из наиболее виртуозных постановок «Итальянки в Алжире» связана с именем испанской оперной певицы Кончиты Супервиа. Она блистательно исполнила партию Изабеллы в оригинальной тесситуре 26 ноября 1925 года в Турине.
- По неизвестным причинам опера была позабыта в конце XIX века. Однако она обрела новую жизнь после Второй мировой войны.
- Либретто «Итальянки в Алжире» изначально было написано для Луиджи Моска, но спустя пять лет было использовано в опере Джоакино Россини. Для новой оперы текст либретто был немного изменен композитором с помощью итальянского либреттиста Гаэтано Росси.
- По мнению писателя Мари-Анри Бейля, более известного под псевдонимом Стендаль, опера «Итальянка в Алжире» является высшим достижением жанра буффа.
- Историками отмечено забавное совпадение: Мустафа бен Ибрагим действительно правил Алжиром в конце XVIII – начале ХIХ века. Однако нет никаких оснований для привязки оперы «Итальянка в Алжире» именно к этому историческому лицу.