1892 - Паяцы (Pagliacci)

«Паяцы» - знаменитая опера в двух действиях. Композитор и автор либретто - Руджеро Леонкавалло.
Опера Паяцы ЛеонкаваллоПремьера состоялась 21 мая 1892 года в Милане под руководством Артуро Тосканини.
Сюжет
Действие разворачивается в деревне Монтальто в середине XIX века на празднике Успения Пресвятой Девы Марии.
Неожиданно для всех, посреди вступления оркестровой партии на сцену выходит клоун, которого играет Тонио. Он обращается к публике, рассказывая историю о том, что это представление вдохновлено самой жизнью. Он говорит о том, что актеры – тоже люди и у них тоже есть чувства. Под конец его выступления поднимается занавес и начинается спектакль.
В деревню прибывают бродячие артисты. Крестьяне с радостью приветствуют их, предвкушая праздник. Канио, хозяин актерской труппы, и Недда, его жена, едут в повозке. Актеры Тонио и Беппо идут рядом. Канио торжественно объявляет жителям деревни о предстоящем представлении: вечером любой желающий сможет посмеяться над жизнерадостной комедией. Клоун Тонио желает помочь Недде спуститься с повозки, но Канио останавливает его и сам помогает своей жене. Крестьяне приглашают актеров за стол, лишь Тонио не желает идти. Один из жителей деревни отшучивается, что тот остается, дабы провести время с Неддой. Канио смеется над грубой шуткой, но тут же хмурится: пусть кто-либо только попробует прикоснуться к его жене! Как только Канио и Беппо уходят в таверну, Тонио признается Недде в горячей любви, но она смеется над ним. Вскоре Тонио становится свидетелем беспечного поведения Недды с крестьянином Сильвио. Ревность ослепляет его, и он решает мстить. Тонио бежит за Канио, и муж становится свидетелем того, как жена дает обещание крестьянину быть навсегда с ним. Канио бросается на Сильвио, но тот умудряется сбежать, не показав своего лица. Канио требует от жены назвать имя горе-любовника. В его руках нож, он замахивается на Недду, но в последний момент Беппо останавливает его: пора играть.
 
 
 
Пришло время представления. Актеры смущены. Но делать нечего. И они снова выходят на сцену. В пьесе действуют Паяц (Канио), его жена Коломбина (Недда), поклонник Коломбины Арлекин (Беппо) и слуга (Тонио). По сюжету Коломбина ожидает своего любовника. Через окно в ее покои влезает Арлекин. Ночью они договариваются бежать. Приходит муж, и снова слышит те же слова «Этой ночью навсегда твоей я буду». Незаметно для себя самого, жизнь и спектакль смешиваются для Канио воедино. Он требует от Коломбины назвать имя любовника. Недда тщетно пытается повернуть ситуацию в русло пьесы. Канио продолжает шутить и играть, но в его глазах бушует гнев и страх. Не выдержав накала страстей, он закалывает свою жену прямо посреди представления. В смертных муках Недда зовет на помощь Сильвио. Влюбленный крестьянин врывается на сцену, но взбешенный муж в тот же миг убивает и его. Зрители сбегаются к подмосткам. Канио роняет нож. Он сам не верит в то, что только что произошло. Тонио объявляет публике знаменитую фразу: «Комедия окончена» (La comedia è finita!)

pagliacci1История создания
Изначально опера «Паяцы» писалась для конкурса лучших одноактных опер миланского издателя Сонзоньо. Но в итоге произведение получилось в двух актах и не было допущено к конкурсу. По утверждению Руджеро Леонкавалло основой для сюжета оперы послужили его детские воспоминания, когда он в очередной раз присутствовал на судебном слушании в деревне Монтальто, где судьей выступал его отец. Суть преступления состояла в том, что один актер из бродячего театра убил по окончании одного из представлений свою жену вместе с ее любовником. А последний, к слову, служил в доме семьи Леонкавалло. Преступника приговорили к двадцати годам тюрьмы. Во время оглашения приговора он кричал, что не раскаивается в содеянном, и с радостью сделал бы то же самое снова. Руджеро Леонкавалло хорошо запомнил историю из детства, а потому довольно легко справился с либретто. Но перед композитором стояла еще одна трудная задача: с помощью музыки он должен был передать диссонанс внутреннего мира бродячих актеров. Им не чужды высокие ценности и возвышенные чувства, однако, привычка уходить от действительности всегда берет своё. Публика же не замечает слёз, размывающих грим на лицах актеров. Им кажется, они всегда лишь нелепо дурачатся, и в их жизни нет места чему-то настоящему. Оркестровая партия ярко изображает человеческие страсти. Радость перемешивается с грустью, оживление – с глубокой скорбью, в то же время нашлось место и лирическим зарисовкам.
После удачной премьеры, опера Паяцы обошла лучшие сцены мировых оперных театров с большим успехом. Она принесла композитору мировую славу. «Паяцы» признаны одним из шедевров оперного искусства.
 

Занимательные факты:

  • Ария «Пора выступать! Пора надеть костюм!» («Recitar/Vesti la giubba») является одним из наиболее популярных произведений на оперной сцене.
  • Французский поэт Катулл Мендез угрожал композитору судебным разбирательством за плагиат. По его мнению, либретто оперы было слишком схоже с сюжетом его драмы «Девушка из табора». Но в итоге спор разрешился мирно, и Мендез забрал свои обвинения назад. Более того, он принес глубочайшие извинения композитору.
  • Предполагается, что работа над произведением была вдохновлена оперой «Сельская честь» Пьетро Масканьи. Критики отмечают, что сюжеты опер крайне близки как тематически, так и музыкально. Более того, многие театры мира играют «Сельскую честь» и «Паяцев» в один вечер.
  • Изначально опера называлась «Паяц». Однако вскоре было принято решение заменить единственное число множественным, когда исполнитель парии Тонио (Антонио Морель) чуть не отказался от выступления, так как название оперы не включает его персонажа.
  • Итальянский фильм «Паяцы» режиссера Марио Косты, снятый по сюжету оперы в 1948 году, приобрел широкую известность.
  • Оперу «Паяцы» исполняли такие знаменитые певцы, как Мария Каллас, Пласидо Доминго, Титта Руффо, Лучано Паваротти, Энрико Карузо и многие другие.

© Оперный гид