1975 - Петр Первый

Опера Петр Первый, музыкально-драматические фрески в 3 актах. Либретто Н. Касаткиной и В. Васильева.

Опера Петр ПервыйПервое представление состоялось 14 июня 1975 года в Ленинградском театре оперы и балета им. Кирова. Опера «Петр Первый» - историческое произведение, образы героического прошлого раскрываются в масштабном, насыщенном контрастами музыкальном повествовании. Широкая манера письма, крупный штрих придают ему эпический размах и монументальность, но в то же время музыке присущи и тонкие психологические черты и яркая характерность. В опере главенствует мелодическое начало, трактованное очень разнообразно. Широкое мелодическое дыхание пронизывает не только партии главных действующих лиц, но и массовые хоровые сцены. В музыкальном языке оперы претворены различные образцы музыки Петровской эпохи. Это и приветственные канты, и древние церковные распевы, и лихие солдатские песни, и скорбные плачи-причеты.. Воссоздавая интонационные строй далекой эпохи, Петров оставался современным художником, сплавляя различные стили в органичное единство. Большую роль в опере играет оркестровая партия, раскрывающая психологический подтекст действия.

История создания
Замысел оперы о Петре I складывался постепенно. По словам композитора, он почувствовал «настоятельную потребность сделать что-то глубоко национальное, героико-патриотическое, достойное нашей славной истории, истории русского народа...». Создавалась опера в течение 1973-1975 годов, в работе над ней композитор опирался на многочисленные исторические документы, указы, воззвания и письма Петра, использовал мелодии старинных песен и кантов, что позволило воссоздать характерную атмосферу Петровской эпохи.
Авторы либретто Н. Касаткина и В. Васильев ограничили хронологические масштабы действия. Петр показан в решающий период формирования своей личности, в возрасте от 17 лет до 31 года. В основу либретто положены важнейшие исторические события, образующие стройную последовательность. В центре оперы — массовые сцены, создающие широкую панораму петровского времени.
Авторы стремились к исторически достоверной трактовке образа преобразователя России. В опере показаны и прогрессивная сторона начинаний Петра, небывалый размах его деятельности, и черты самовластного, подчас жестокого молодого царя. Вместе с тем он неустрашим, энергичен, способен глубоко чувствовать, безраздельно предаваться радости или отчаянию.
Многопланово показаны и ближайшие соратники Петра Первого — Меньшиков, а также Лефорт. Значительное место отведено образам русского воинства, отечественной воинской славы, а также показу страданий народа Руси.
Воссоздавая переломную эпоху в истории России, композитор сочетает в своих фресках трагедийные черты с элементами комедийности в духе площадного фарса. В этом жанровом многообразии проявляется реалистическая полнота художественного замысла.

СюжетОпера Петр 1
Царевна София готовит заговор против Петра в опасении, что тот свергнет слабовольного царя Ивана, находящегося под её влиянием. Но Петру удается узнать о заговоре не без помощи стрельца Тихона и скрыться в стенах Троицкого монастыря.
В монастыре соратники молодого царя Меншиков и Лефорт призывают Петра взять власть в свои руки. Прибывшие полки также встают на его защиту. Исполненный решимости, Петр устремляется в Кремль, где занимает место на троне, невзирая на протесты Софьи и Ивана.
Шествие ряженых открывает «всешутейший сбор». Под руководством Петра проводится обряд венчания Меншикова. Облаченного в ризы Бахуса. Хозяйкой застоялья избрана княгиня Ржевская. В разгар хмельного разгула и под фривольные французские песенки Лефорта Петр отделяется от беснующейся толпы и впадает в раздумье: «Неужели повсюду так?». В сознании новоиспеченного царя происходит решительный перелом и он решает отправиться в заморские страны.
Завершение строительства фрегата в Амстердаме. Народ приветствует важного заморского гостя, а корабельный мастер вручает Петру Первому грамоту об успешном освоении плотницкого дела и других морских премудростей. Молодой царь решает продолжить обучение, несмотря на призывы Меншикова и Лефорта расслабиться и предаться веселью. Но на родину его возвращает внезапное известие о стрелецком бунте.
Келья монастыря, в которой горячо молится царевна София. При появлении Петра она впадает в ярость, не внемля никаким уговорам брата: «Немцам продался! Россию загубил!». В своей ненависти она непреклонна.
Тем временем под Нарвой, занятой шведами, располагается войско Петра. Внимание солдат привлекает красавица-прачка пленная Марта. Петр отстраняет подошедшего к ней Меншикова и нарекает её православным именем Екатерина. Доверившись новому покровителю, Екатерина рассказывает о своих мытарствах, между ней и Петром зарождается любовь. Неожиданно приходит известие о разгроме войск и Петру приходится спасаться бегством.
На новгородской площади под руководством царя снимают церковные колокола, чтобы отливать из них пушки. Народ негодует, отовсюду слышны возгласы: «Антихрист!», но непреклонна воля царя и колокола продолжают снимать. Под одним из них внезапно гибнет невеста Тихона Анастасия — он в отчаянии приникает к телу своей невесты и с подстрекательства Макария задумывает убийство царя-антихриста.
Ночью перед походом в палатке Екатерина уговаривает своего державного супруга немного отдохнуть перед боем. Внезапно подкравшись к палатке Тихон выстреливает в царя, но промахивается. Тут же на Петра бросается и Макарий, но царь в бешенстве отражает все нападения. Видя в неудачном покушении добрый знак, Петр Первый прощает Тихона и обращается к войскам с воззванием перед решающим сражением.
В жестокой битве русские войска наголову разбивают шведов, над неприятельской крепостью взвивается победное знамя. Начинается новая страница истории — отныне России открыт путь к морю. В ознаменовании победы Петр Первый велит заложить первый камень нового города - Санкт-Петербурга.

Интересные факты
  • Первым шагом на пути создания оперы явились вокально-симфонические фрески для солиста, хора и оркестра, первое концертное исполнение которых состоялось 23 апреля 1973г. В Ленинграде. Эти фрески «Как на нас господь прогневался», «Снятие колоколов», «Битва со шведами», «Гимн России и войску русскому» и послужили основой для оперы.
  • В массовой сцене второй фрески помимо обычного оркестра используется военный оркестр прямо на сцене для более живого отображения картины военных учений.

 

 

© Оперный гид